Ребенок приходит домой из школы, кушает, отдыхает - и тут вдруг у него появляются срочные дела, зверский аппетит, интересная книжка, друг позвонил... И всё это только потому, что пришло время делать уроки. И даже если он, с горем пополам, уже полюбил делать уроки, то в гордом одиночестве, без родительской поддержки, дело у него стоит на месте.
Как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Прежде всего, нужно не упустить момент.
Заниматься развитием самостоятельности нужно в начальной школе, потому что после 4 класса у детей, как правило, мотивация к учёбе снижается так же резко, как и оценки в дневнике.
Почему ребенок не хочет делать уроки?
Первая причина, почему так сложно бывает открыть портфель дома, - ребёнок боится делать уроки. Чаще всего это происходит в тех семьях, где родители слишком требовательны к школьнику. Они хотят видеть в дневнике лишь отличные оценки и никаких больше.
Ребёнок может не хватать звёзд с неба, но учиться стабильно хорошо, и, боясь не соответствовать требованиям родителей, он начинает испытывать к школе отрицательные эмоции. Нужно постараться изо всех сил, чтобы такой ситуации не было дома.
Что делать?
Постарайтесь снизить требования к ребенку. Помочь вам перебороть стремление подгонять своего школьника должны учитель и школьный психолог, которые знают, как это сделать.
Вторая причина - непонимание домашнего задания. Ребенок не хочет заниматься, потому что боится не справиться. Он мог чего-то недопонять в школе, пропустил тему из-за болезни. Так он может по 3-4 часа сидеть перед учебником, а решение задачек не сдвинется с места.
Что делать?
Родителям и учителям нужно действовать заодно - создайте все условия для того, чтобы он мог догнать своих одноклассников. Нужно не просто спрашивать у него, выучил ли он пропущенную тему - помогите ученику понять и закрепить пройденный материал.
Третья причина - желание привлечь внимание родителей. Не мудрено: родители целый день на работе, а вечером - снова решают важные дела, заканчивают начатое в офисе, а ребёнок соскучился. Чаще всего возникает такая проблема в семьях с высоким материальным достатком. Родители считают, что детям достаточно того, что они накормлены, одеты и обуты. Но ребятишкам не хватает всего лишь полчаса родительского времени. Без необходимого общения ребёнок будет постоянно создавать ситуации, привлекая к себе внимание, может стать непослушным или даже начать грубить.
Что делать?
Осознать, что ребёнку нужно общение с близкими. Ведь совсем не сложно обнять ребёнка, сказать, как сильно его любят, как скучают по нему днём. Спрашивайте, как ваш школьник провел день, какие у него возникали проблемы - ему так важно знать, что вам интересна его жизнь, и вы готовы всегда прийти к нему на помощь.
Практические советы
Даже если вам приготовление «домашки» кажется элементарным, помните, что для младшего школьника это довольно сложная деятельность. Поначалу, когда вы вместе учите уроки, нужно составить некий алгоритм действий, покажите, что и как нужно делать. Достаньте учебники, разложите все принадлежности, прочитайте задание - и выполните его.
Самое важное - быть внимательным к ребёнку. Не нужно бросать его делать домашнее задание самостоятельно, если ничего не получается. Это не плавание, где можно постепенно научиться и самому: в новом мире уроков школьнику периодически будет нужна ваша помощь.
Не отказывайте ребенку, если он попросит Вас посидеть немного с ним, но и не идите у него на поводу - не превращайте уроки в «ритуал для двоих». Пусть у каждого из вас будет своя работа, после выполнения которой можно поболтать и чаю попить.