На бездонном небосводе философии можно обозначить целое созвездие мыслителей, которые погибли за свои убеждения. И, конечно, ярче всех там сияют имена Сократа и Джордано Бруно. Если великий грек был первым, кто обозначил сущность человека как носителя свободного разума, то Бруно прорвался за пределы видимого Космоса и обозначил сущность всего мироздания как удивительного, бесконечного живого построения.
Оба мыслителя были людьми, философия которых перевернула сложившееся мировоззрение.
Джордано Бруно прожил всего 52 года, из которых 8 лет провел в темнице. Его жизнь вместила в себя долгие размышления, мистические озарения, творческое вдохновение, написание множества трудов, среди которых основные : «О причине, начале и едином» (1584), «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584), «О безмерном и неисчислимых» (1591) и др.
Он был монахом, но из тех, кто шел монастырь за ученостью. Ведь монастыри тогда еще оставались центром интеллектуальной жизни в Европе, наряду с появляющимися университетами. Джордано Бруно не сидел анахоретом в монастыре, это был очень активный человек. Придя к своим философским выводам, он стремился познакомить с ними всех европейских интеллектуалов, поэтому выступал в университетах разных стран. Но его идет были так новы, что профессора их не воспринимали.
В мировоззрении Бруно было много поэзии, так что немудрено, что он выражал свои мысли в стихах. Научной основой его взглядов стала теория Николая Коперника о гелиоцентрическом устройстве мира (то есть не Земля, а Солнце - центр Вселенной). Кроме того, большое влияние на формирование его взглядов оказали древнегреческие учения эллинистического периода, которые в Эпоху Возрождения были очено популярны - неоплатонизм, эпикуреизм и стоицизм. Большое влияние на Бруно оказала также философия Николая Кузанского, за сто лет до него пришедшего к похожим выводам.
В результате всего этого у Бруно выработалась своя личная позиция пантеизма. Основная идея: Вселенная бесконечна, и она есть Бог. Бог не вне мира, не над ним, он везде, во всем. Бог в вещах.
Если это так, то, как рассуждал Бруно, Вселенная вечная и неизменная, источник ее движения в ней самой. По сути, великий итальянец отождествлял бога с природой, с материей. Такое отступление о признанных церковью взглядов она не могла простить. К тому же Бруно утверждал всеобщую одушевленность мира, а бога называл мировой душой или монадой монад.
Далее, само строение мира полностью переворачивало устоявшийся догмат. Если церковь со скрипом, но еще как-то согласилась с Коперником в том, что Солнце - центр Вселенной, то взгляды Бруно были куда более смелыми, и признать их церковь не могла.
Мироздание не конечно, говорил Бруно, а бесконечно! Солнце - не центр Вселенной, это одна из звезд, каких бесконечное число. «Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем», - писал философ. Кроме того, он высказывался о самой нравственной цели человека. Нет, это не религиозное благочестие в смысле слепой веры в постулаты. Это стремление к познанию реальных законов мира! Он говорил, что волю бога надо искать
«в неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство...».
Ясное дело, инквизиция вцепилась в Джордано Бруно буквально клещами. После многолетнего заточения, ни в чем не отступив, великий мыслитель был сожжен в Риме на площади Цветов.
Читайте еще на моем канале:
Как мы себя определяем через еду: еда как культурный феномен
Можно ли назвать Леонардо да Винчи философом?
Из блога мужа:
Как в 1935 году в СССР представляли себе полет на Луну