Дмитрий Ломсадзе, директор Центра межрегиональных исследований, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений ВГУ, г. Воронеж — О том, что упал индекс потребительского спроса:
— Информация, которая поступает по индексу деловой активности, информация банков по отрицательной прибыли, информация о снижении заработных плат — все это абсолютно соответствует представленной в статье информации.
Да, люди стали больше совершать продовольственные покупки, увеличился средний чек. О чем это говорит? О том, что люди стали меньше ходить в кафе, рестораны, в систему общепита, больше сидят дома и готовят дома. Понятно, что это можно объяснить введением ограничительных мероприятий вследствие коронавируса.
С другой стороны, общий объем покупок сократился везде. Эту информацию подтверждают крупные ритейлы. Наглядно мы это видим по наличию свободных касс в крупных магазинах. По крайней мере, если Вы приедете в Воронеж и зайдете в «Ашан», то увидите, что большая часть касс пустует.
Поэтому какие могут ожидания исходя из этой информации? Отрицательные. Накоплений у населения нет, 65% вообще не имеет никаких вкладов, нет отложенной наличности. Люди живут от зарплаты до зарплаты. Естественно, что в дальнейшем их потребительские возможности будут только снижаться.
На фоне других стран у нас ничего сверхъестественного не происходит. Везде мы наблюдаем практически то же самое. Люди меньше совершают расходов на туризм, развлечения, поездки, больше тратят на продукты питания.
Какие перспективы? Если будет перспектива выхода из общемирового кризиса, то первое, что мы заметим — это увеличение потребительских предпочтений и возврат к прежним объемам покупок. Все взаимосвязано. И то, что мы видим, это уже следствие.
Нужно ли накачиваться экономику денежной массой? Или работа должна давать людям возможность зарабатывать больше? В чем проблема современной экономики? В том, что экономической рост обеспечивается за счет кредитного намачивания, в том числе потребительского. То есть можно мало зарабатывать, но много брать в кредит. Вот эта схема пришла сейчас к логическому концу. Невозможно перекредитовываться до бесконечности.
Мы никак не выйдем из кризиса 2007-2008 года, он продолжается до сих пор. Поэтому денежная эмиссия, вертельные деньги, которые на западе разбрасываются, только ухудшают ситуацию. Идет накачка экономики деньгами, которые к экономическому росту не приводят. И, соответственно, к увеличению потребительской возможности.
Так что ждем банкротства, смерти малого бизнеса.