Города, подвергшиеся жестоким бомбардировкам, после возрождения столкнулись с проблемой исторической памяти. Ведь многие архивы с их письменными источниками и фотографиями сгорели. Особенно выпукло это, пожалуй, проявилось в Сталинграде. Это для далеких от истории людей достаточно знать о великой битве на Волге. Вообще-то городу больше 400 лет. Пусть большую часть этого срока он и был захолустьем. Но тут и Разин с Пугачевым, и Гражданская война, и промышленная революция XIX века.
Восстанавливать страницы прошлого приходилось с помощью архивов соседних региональных центров: Астрахани, Ростова, Саратова. Но вот любопытный факт я узнал благодаря подборке документов, подготовленной Центром документации новейшей истории Волгоградской области. Часть документов наши уничтожили сами. Возможно, это не самое важное бумажное наследие. Но тут мы уж можем только гадать.
В июле 1941 года, когда Сталинград был еще глубочайшим тылом, организовали эвакуацию документов из города.Но сначала в облпартархив поступили документы Одесского обкома ВКП(б). На Украине уже было тревожно.
Сохранилась докладная записка заведующего облпартархивом Куликова о необходимости охраны: «Ввиду того, что партийные архивные материалы, сконцентрированные в Областном партийном архиве, имеют исключительно важное политическое и культурное значение, считать крайне необходимым установление охраны через органы НКВД путем установления милицейского поста».
Но вот самое интересное было 15 июля. По указанию особого сектора Сталинградского обкома ВКП(б) протоколы первичных парторганизаций с 1939 года уничтожили с составлением акта. Вся переписка несекретного характера была уничтожена без акта. Но, конечно, самое важное (с точки зрения тогдашнего делопроизводства) все-таки эвакуировали (эх, так же с жителями бы еще поступить!)
В первую очередь упаковали протоколы губкома, укома, окружкома, горкомов и обкома ВКП(б), окружных, областных, краевых и губернских контрольных комиссий. Во вторую очередь – протоколы райкомов ВКП(б), районных контрольных комиссий, губкома, крайкома, окружкома и укома ВЛКСМ. Затем по важности шли личные контрольные дела, протоколы политотделов водного и железнодорожного транспорта. Остальное - в костер.
В 15 вагонах толстые папки отвезли в казахстанский Уральск. Кстати, вот, можете посмотреть на расходы партархива.
Груз вернули из эвакуации 13 декабря 1943 года. Согласно смете на тот год, общие расходы составили 93200 рублей. 1 марта следующего года работа архива возобновляется. Расходы увеличились до 105700 рублей, изменены ставки заработной платы.
Из 166 тысяч единиц хранения в 1944 году осталось 25 тысяч. Вот тогда и начали “побираться” по соседям. Кое-что нашлось. Вот что пишет заведующий Ростовским облпартархивом Корчин: «Очень рад тому, что все вы живы и здоровы […]. Несколько ящиков обнаружены со Сталинградскими материалами, так что вы можете их взять. Возможно, есть ещё в мешках ваши материалы, но мешки мы не все ещё вскрыли. До свидания! Крепко жму всем руки».
Читайте также: Всем миром. Как дети и женщины помогали победить
Архивные драмы. Наши в немецком плену