Найти тему

«Учиться у лучших» и другие мифы про обучение, которые нас тормозят

Весь мир сел на карантин, и образовательные программы обрели второе дыхание. Курсы, вебинары, мастер-классы и прямые эфиры. Сегодня обучают даже те, кто и не думал ни о чем подобном еще полгода назад. Хотя и до недавних событий на дефицит информации жаловаться не приходилось. Сегодня в коробку «школа» упаковываются не только знания и навыки, но и даже (якобы) ваш конкретный результат на выходе.

Казалось бы, мы должны жить в эпоху великого прорыва всех и вся. Но статистика не меняется. Абсолютное большинство людей не могут не то что совершить рывок — они не могут даже решить свои повседневные проблемы средней сложности. Растут не результаты, а невротизм и число обращений к психологам.

В чем же тогда подвох?

Почему такое бурное распространение знаний и обучение конкретным навыкам не стали панацеей? И не улучшили ситуацию? Почему по-прежнему только один-два студента с потока (а то и с двух) становятся звездами в своем деле, и не важно — обучались они в лучшем ВУЗе страны, захолустном институте или новомодной онлайн-школе, а добрая часть их товарищей по обучению вообще не может освоиться в изученном деле?

Я попробую рассмотреть этот вопрос через призму распространенных мифов, которые бытуют сегодня в теме обучения.

4 мифа про обучение, которые нас тормозят

Учиться у лучших

Это один из самых модных и самых наивных мифов нашего времени, что учиться надо якобы у лучших. И даже тот очевидно бросающийся в глаза факт, что олимпийские чемпионы не учатся у олимпийских чемпионов, не помогает тем, кто в это верит, посмотреть правде в глаза.

А правда в том, что если уж учиться у лучших, то лучших в методологии конкретного предмета, а не лучших в самом предмете. Это разные навыки и разные интересы. Да, иногда они совпадают. И чемпионы еще и тренируют чемпионов. Но это скорее исключение, а правило таково: есть звездные спортсмены, а есть звездные тренеры. И это разные люди.

Навык и его передача — не одно и то же, и вы запросто встретите людей, которые имеют прекрасные результаты в каком-то вопросе, но совершенно не могут этому адекватно научить. И наоборот, когда человек, который не очень хорошо плавает, по ее же собственным словам, уже 20 лет каждый год приводит нашу сборную по синхронному плаванию к олимпийскому золоту. Это история Татьяны Покровской – тренера нашей сборной. Посмотрите короткое интервью, где она говорит о том, что порой теоретики в должности тренера даже лучше сильных спортсменов.

Оставаясь в примере спорта, можно рассмотреть это наглядно с разных сторон. Сегодня все и всех учат фитнесу, например. Но посмотрите, кто учит. Как правило, люди, которые сами занимаются спортом с раннего возраста.

Тренеру по фитнесу, которая с 18 лет ходит в спортзал, невозможно на собственном примере понять женщину, которая после 30 впервые прикасается к своим мышцам.

Вот и получается: можешь как я (как я делаю или как я это понимаю) — молодец. Не можешь — ленивая, безвольная, не любишь свое тело. Особенно, если у такого тренера много поклонников, разве будет она разбираться в каждом конкретном случае и корректировать свой подход? У нее и так большая очередь. Проще перейти к следующей, а эту «неумеху» предоставить самой себе. Хотя женщина, которая не занималась спортом до 30 лет, кардинально (я повторяю — кардинально) отличается от тех, кто успешно занимались им с детства, или от тех, кому 20. Плюс состояние, в котором она сегодня находится, и ее предрасположенности. У одной есть спортивный талант и его достаточно легко разбудить в любом возрасте, а у другой почти полностью потерян контакт с телом и его надо восстанавливать годами через стратегию маленьких шагов. Но это, согласитесь, долгий кропотливый труд.

Тренеру проще выставить свои личные красивые формы на всеобщее обозрение и сыграть на стереотипе «надо учиться у лучших» и «если я смогла достичь такого, значит, обязательно и ты сможешь». Не факт. Далеко не факт, что этот человек владеет не только знаниями, но и мастерством передачи знаний и, что немаловажно, любит учить других людей так же, как любит тренировать свое тело.

Конечно, такая трактовка открывает пространство для мошенничества. Мол, если самому не надо в совершенстве владеть предметом, а можно сразу учить, то и отлично. Ведь пообещать большие результаты — не то же самое, что их достичь.

И мы, порой бессознательно, используем идею про «учиться у лучших» именно как средство защиты от таких нечистоплотных учителей, которые раньше времени нарекают сами себя мастерами. Но вопроса это не решает. К поистине лучшим, то есть к тем, кто может не себя обучить, а именно вам передать знание или навык, такая дорога редко приводит. И мы опять упираемся в унылое для многих, но зато действительно эффективное: надо разбираться в каждом конкретном случае. Опираться на свои особенности. Перебирать варианты. Формул нет.

А мыслить категориями «она хорошо выглядит после 40, значит, и меня научит хорошо выглядеть после 40». Или «он зарабатывает миллион, значит, и я тоже обязательно заработаю миллион, пройдя у него обучение» — тупик. Возможно, ты просто сольешь свое время и деньги, что происходит постоянно и повсеместно.

При этом, да, крутые тренеры и преподаватели, которые и вправду ускоряют результаты и без силы знаний которых не обойтись, — существуют. И да, олимпийским чемпионом без тренера не становятся. В равной мере как и у одного крутого тренера далеко не все воспитанники — олимпийские чемпионы.

Гарантия результата

Еще один миф, что высокий результат якобы можно гарантировать. Вам обещают конкретные прибыли, большие цифры скинутых килограммов или удивительные свершения в выбранном деле. Все очень просто. Это продает. Продает много и продает легко. Поэтому сегодня это так распространено. Одни используют силу подобного предложения во вполне корыстных целях, а другие просто повторяют за лидерами рынка, даже не отдавая себе отчета, чем именно они занимаются. В итоге мы пришли к тому, что ученики сами ищут и требуют гарантий высоких результатов.

Но посмотрите на самые лучшие учебные заведения страны и мира. Максимум, что они могут действительно гарантировать, — это должный уровень знаний и диплом специалиста в этом вопросе, если вы пройдете все экзамены. И не более того. Станете ли вы звездным юристом после самого звездного вуза, зависит в большей степени от вас, а сможете ли удерживать позиции на протяжении десятилетий — так подавно.

Если вы заглянете в юридическую компанию с высоким статусом и узнаете, кто что оканчивал, да, вы услышите перечень хороших учебных заведений. Но не одних и тех же. А если соберете всех учащихся с одного потока одного вуза и рассмотрите их результаты в профессии, вы удостоверитесь, что обучение — это всегда только часть ваших результатов. Иногда весомая часть, если вы хорошо закончили очень престижное учебное заведение, а иногда малая часть, если вы получили образование среднего уровня. Но и в том, и в другом случае основную роль играет ваша личность и ваши усилия. К самому средненькому обучению можно добавить столько личного огня и страсти, что по факту вы добьетесь невероятных результатов, а шикарное образование легко сливается собственной инерцией и глупостью.

Никакой вуз и не обещает сверхрезультатов своим ученикам, зато многочисленные онлайн-школы выстраивают свои маркетинговые стратегии в этом поле. Гарантии, что именно после этого обучающего продукта у вас появятся навыки и результаты высокого уровня в том или ином вопросе — очень и очень заманчивы. Только таких гарантий нет и быть не может.

Знаете, какой самый простой способ это проверить?

Тот, кто вам гарантирует высокий результат на одном продукте, сам не имеет ТОГО ЕДИНСТВЕННОГО, кто дал ему его высокий результат.

Вдумайтесь.

Да, сейчас многие инфлюенсеры используют схему продвижения своих звездных учеников, чтобы доказать, что их продукты отлично работают. Это тоже отлично продает. Но посмотрите на самого учителя. У него почти во всех случаях нет своего единственного учителя. Замечали?

Тот, кто обещает вам результаты там, где их обещать невозможно — большие заработки, гарантированный успех в профессии, здоровье без болезней и прочие чудеса, — не имеет одного учителя, который бы его так же «научил до результата». В лучшем случае такие тренеры и преподаватели перечисляют многочисленные обучающие программы, разные имена или традиции, если речь о теле. А иной раз не упоминается вообще никого. А почему? Да очень просто.

Чтобы добиться сверхрезультатов, надо иметь очень много источников обучения на первом этапе. Не одну золотую программу, которая «доведет тебя до результата», а десятки и сотни крутых и не очень, самых разноплановых курсов по этой теме и около.

Одни дадут тебе основу, другие — несколько важных крупиц, третьи удачно скорректируют курс в тот момент, когда ты грешным делом подумаешь, что «все понял».

Большой вау-результат — это всегда микс знаний из разнообразных источников, которые человек пропустил через себя. А не один единственный, пусть и самый лучший на рынке, курс «до результата».

И любой лидер рынка, который выдает гарантии результата, опровергает эту мысль своим же примером. Он либо вообще не раскрывает источников, у которых учился — и это встречается чаще всего. Либо называет несколько имен, несколько курсов или несколько направлений, но чтобы он сам обучился у кого-то до результата а теперь и вас до результата дотянет — такого почти не найти.

Можно научиться всему

Этот миф эксплуатируют по отношению к конкретному навыку. Вряд ли мы найдем кого-то, кто мыслит категориями «я могу научиться всему», скорее всего таких людей нет. Но в каждом конкретном случае человеку кажется, что если он этого хочет — ему это доступно. И это, конечно, коварный миф.

«Вы можете научиться писать, просто тренируйтесь каждый день. Писательство — это навык»

«Вы можете открыть свой популярный проект в Instagram — просто изучите теорию и действуйте»

Человек не желает осмыслять свои сильные и слабые стороны, признавать свою неуникальность и трезво задуматься о возможности того или иного пути лично для него, а авторы проектов и рады подлить масла в огонь.

«Ты — особенный, ты — можешь, просто делай»

К тому же, мы живем во времена личных брендов, а личный бренд развивается за счет ассоциаций себя с привлекательным персонажем. Чувствуя родство с какой-то персоной из интернета, человеку кажется, что он сможет так же. И понеслось — огромное количество людей сегодня изучают то, что им совсем не свойственно и заведомо для них провально, даже не замечая этого. Они тратят уйму времени и средств, бьются лбом в стену и заканчивают в кресле психотерапевта. И это, как мне кажется, еще хороший расклад.

А на самом деле ты можешь одно, но не можешь другое. И это нормально. Все, у кого что-то сносно получается, находятся в естественной для себя колее. Кто-то нашел ее методом тыка, другие — через анализ. Кому-то повезло и все срослось быстро, иным требовалось время для экспериментов. Но это никогда не «я могу все». Только:

Я могу то, что могу, а что не могу — то не могу.

Мой личный пример.

Только с четвертого раза я смогла засетапить в меру востребованный блог — Re‑self.ru. Сначала был ЖЖ с личными заметками, он имел свой круг читателей, но быстро уткнулся в потолок своего развития, который я не могла пробить годами. Затем была попытка делать туристический портал.  И еще одна идея сайта по работе в Азии, которая была хоть перспективна, но не очень мила мне лично. И только с четвертой попытки и через четыре года практических, а не умозрительных экспериментов я нашла ту тему и ту форму, которую я и хочу делать, и, что немаловажно, могу.

В этом году блогу будет восемь лет, а у меня по-прежнему тем для статей в заметках всегда больше, чем я успеваю писать и выкладывать. Но для этого мне пришлось оставить позади несколько своих «не могу».

Обучение — это всегда хорошо

Ну, и в заключение.

Обучение без практики — как еда без движения. Осядет целлюлитом на мозгах. Вы станете хуже усваивать новую информацию, плохо ловить инсайты, не сможете нормально черпать смысл. Даже вдумчиво прочитать интересный лонгрид будет в тягость – только скроллить. Вы будете становиться все менее и менее поворотливым, то есть конкретные действия будут даваться все сложнее и сложнее, зато получать информацию будет хотеться все больше и больше…

Знания надо применять.

Да, обучение – это хорошо и в идеале должно быть регулярным, но только при условии такого же интенсивного использования полученных навыков. Двигаться больше, чем потреблять – универсальная формула здорового метаболизма. И ментального в том числе.

Послевкусие

Еще пять копеек на тему «учиться у лучших». В своей жизни я видела только двух женщин, кто реально выглядит значительно моложе своего возраста. Не на пару лет, а значительно моложе. Когда и близко не определишь точный возраст. Понятно, что есть миллион женщин, которые думают, что они выглядят значительно моложе своего возраста, но я не о них.

Это были две разные, не знакомые друг с другом, девушки уже хорошо за 30 лет. Но обе действительно выглядели лет на 10 младше своего реального возраста. Одна без детей. Другая — с двумя. И обе они (в разное время и в разных обстоятельствах) одинаково ответили на мой приватный вопрос: «Поделись секретом».

Каждая из них сказала:

«Это гены».

К вопросу о том, что женщина, которая очень круто выглядит, может научить вас тому, как круто выглядеть, осталось только выпить, съесть, сделать, подышать, медитировать, ну и так далее, какая там ниша еще не занята. Человек, который может вас продвинуть в этом вопросе, существует, но все не так просто, как его личная продвинутость.  И закопаться придется изрядно. Хотя всегда есть и легкий, но бесплодный путь.

И еще.

Для себя лично я уже некоторое время назад выработала правило «только не у звезд». Когда я ищу себе обучающую программу по некой теме, я всегда ищу крепкого в вопросе человека, но обязательно не суперзвезду. Звезды зашиваются. Их несет. «Раз так много клиентов и столько денег, значит, я — точно прав». Они начинают бронзоветь в своих убеждениях, теряя внимательность и гибкость.

Совсем другое дело — люди крепкие в своем деле, но не коронованные. Они дают намного больше. Хотя понятно, что и на это правило найдется свое исключение. И в каждом конкретном случае надо опять разбираться отдельно. Формул нет. Зато мифы, которые способны увести тебя далеко от твоих истинных возможностей и интересов, есть.

Оригинал материала и подробное обсуждение по этой ссылке

Олеся Власова

Автор блога Re-Self.ru, со-основатель проекта Вернись другим и начинающий строитель ретритного центра на Сумбаве.

P.S. Друзья! Ознакомиться с моей личной коллекцией источников по теме физики и метафизики осознанных перемен (чем вдохновляюсь сама и что рекомендую вам) можно по этой ссылке >> . Получилось 54 книги, 64 статьи, 13 сайтов, 20 фильмов, 20 видео + кое-что личное.