И открылось мне Знание Великое. Сначала, как-никак нормальный человек всё-таки, ну почти обрадовался. А потом, а потом вспомнил: прежде чем донести это Знание до народа потребно разрешения у Ея Величества, Королевы цвета Икс, дозволения спросить. А что? Она уже сколько раз приказывала страже отрубить мне голову! Пока что Боги миловали. А вдруг как сейчас миловать не захотят?
- Здравия желаю, Ваше Величество. - это я, весь вежливый такой.
- Во! Появился. Давненько не было. Я уж было подумала…
- Неужели соскучились?!
- По страже соскучился? Ладно, говори, некогда мне с тобой тут глупостями заниматься.
- Ваше Величество, можно я напишу…
- Что, опять?!
- Так я про свободу…
- Час от часу не легче. Воображаю, что это будет. Ладно пиши.
***
Не гарантирую дословности, и вообще, по этому ли поводу было сказано, но сказано было: свобода как осознанная необходимость. А что, я согласен. А ещё фильм есть, называется «Это сладкое слово свобода». Ну что ж, может и так.
Всё дело в том, что в современных реалиях это сладкое слово приобрело этакий, пардон, элитарный оттенок. Что интересно, это моё мнение, никакой сладости при этом оно не несёт. Скажу больше, даже на запах — бр-р-р.
Не специально, слишком я для этого ленив. Оно само так получилось, сложилась некая мозаика по части нынешней свободы в некую картинку. Никаких тайн, никакой конспирологии, всё о чём будет написано присутствует в том же Интернете, в свободном доступе, не говоря уж о книгах.
***
«Ты помнишь как всё начиналось?» - поёт один из любителей современной свободы. А я взял, да и вспоомнил с чего оно всё началось. Нет, Пётр Первый здесь не причём. Да и свобода в его понимании была весьма оригинальной. А вот дочка его — Елизавета, свет, Петровна… Хотя и она наверняка не осознавала, что учудила.
Елизавета хоть и была рождена в браке, но было одно агромадное НО. Матушка её, а заодно и супруга царя Петра, Марта Скавронская, не обладала наследной царской кровью, из простых была. А значит Елизавета не могла рассчитывать на что-либо стоящее по части престола, просто-напросто из-за своего полукровного происхождения.
Да что там говорить, сколько примеров из истории когда наследные, царевичи и принцы, на двести процентов из царских кровей состоящие в борьбе за престол глотки друг дружке резали. Чего уж говорить о девочках. В большинстве случаев им было уготовано: или монастырь, или пожизненное девичество, хоть и при дворе. Может кому-то и нравилось, не скажу.
Так вот, сосватали было Елизавету Петровну за какого-то французского принца, не помню имени. А что, можно сказать, счастливый билет вытянула Елизавета Петровна. Всё не в девичестве и не в монашестве век свой коротать. Ну и, поскольку девушкой она была не из глупеньких, выучила Елизавета французский язык — это она так к браку готовилась.
***
Но случилось так, что не суждено было Елизавете Петровне повторить судьбу Ярославны, королевы Франции. На скажу, сама ли додумалась или посоветовал кто, но однажды пришла она к гвардейцам и крикнула:
- Ребята! Вы помнитте чья я дочь?!
- Веди нас, матушка! - прокричали гвардейцы.
А потом посадили её на могучие гвардейские плечи и пошли сестрицу свергать, которая «царство проспала».
В итоге — Елизавета Петровна стала Российской Императрицей. Оно вроде бы и неплохо, но куда девать знание языка французского? Любое знание, оно тогда знание когда им пользуются. А если не пользоваться? Вот именно.
Это к тому, что надумала Матушка-императрица с заморскими посланниками на французском разговаривать. А где посланники, там и придворные. Их ведь, хлебом не корми, дай с государыней поговорить, да хоть и на французском, хрен с ним.
***
Стоит сказать, что в те времена на том же французском более-менее свободно и правильно на России-матушке говорили единицы. Основная же масса дворянская, как сейчас, «читаю, перевожу со словарём», сиречь, никак. Слова какие-то выучили, а так чтобы…, ни гу-гу.
Да что там говорить! Дворянское сословие в те времена, в своей массе было не только необразовано, так ещё и до неприличия грубо. Доподлино известно, например, что батюшка Елизаветы — царь Пётр карал тех же дворян, вплоть до плахи, за то что те спали не снимая обуви. Каково? А вы о каком-то французском. Да и спали полусидя, особенно дамы, а это чтобы причёски не портить. Кстати, почему приглашали французов в гевернёры и гувернантки, а чтобы те научили потомков знатных родителей не сморкаться в рукава, не орать как оглашенные на каком-нибудь там балу и не ругаться матом.
***
Спросите: а причём здесь свобода? А я отвечу. Притом, что в восемнадцатом веке жизнь дворянская была похуже жизни простолюдиновой. Хочешь, не хочешь — служи, мать твою. Да и большинство дворян было служивыми. Это значит, покуда служишь, ты дворянин. Перестал служить, перестал быть дворянином. Если, к примеру, сын твой продолжил службу — всё нормально, ты остаёшься в дворянском, какое-никакое поместье имеешь с людишками. И так до тех пор, покуда кто-то из твоих потомков служат. Были конечно и наследные дворяне, но в жутком меньшинстве, как сейчас олигархи.
***
Но и не это было самым паскудным. Паскудным было то, что в те времена дворянин мало чем отличался от крепостного. Сами понимаете, долевого и так далее строительства тогда не было, преобладали частные застройки. А вы не умиляйтесь. Застройка-то частная, а потому по жилплощади весьма стеснённая. Бывало, что в одной комнате, на кровати баре-дворяне спят, а тут же, на полу люди их дворовые, а потому что жилищные условия стеснённые.
Да и развлечений было мало. Помимо службы, ну там охоты, и заняться было нечем. Самым популярным занятием было, детишек на свет белый производить. Вот и производили. Бывало половина дворни на барина-дворянина была похожа. Вот где она, самая главная несправедливость-то скрывалась.
Получалось, ничем особым дворяне от не дворян не отличались. Те служат, а те работают — одно и тоже. Те детей стругают, и те от них не отстают. Найдите десять отличий. И тут, вот оно, приходи кума любоваться, французска мова появилась. Вот, это уже позже сообразили, дабы отличаться от простолюдинов и ринулись дворяне французский постигать. Постигать-то постигали, правда, в своём большинстве, без особых успехов, типа, «читаю, перевожу со словарём».
Но поскольку, так сказать, процесс отличия дворян от не дворян был запущен, остановить его не получалось, да и вряд ли кто хотел этого. Стоит сказать, что процесс этот до сих пор цветёт буйным цветом и, похоже, останавливаться не собирается.
***
А вы не серчайте. Нет у меня талантов на то, чтобы триста лет в две с половиной странички втиснуть. Так что, продолжение будет. Надеюсь, заодно и окончание.