Наряду с костями, во всех магических и колдовских ритуалах мира используются человеческие волосы и звериная шерсть.
Волосам всегда уделялось большое внимание. Здесь мы не будем зацикливаться на инородческих ритуалах и обычаях, тем более что сейчас нас интересует исключительно применимое к нашим широтам и нашим народам применение этих предметов в практических целях.
В среде индоевропейских народов издревле повелось, что волосы – это инструмент общения с предками и богами. На макушке находился как бы приемопередатчик системы общения с вышестоящими инстанциями, у индусов охарактеризованный как чакра сахасрара. В более древних понятиях северных арья волосы являлись магической защитой человека от всего, что могло поджидать истинного человека - амбараманушья в мире коварных дасья-унтараманушья, которые собственно людьми в прямом понимании этого слова не являлись. Для разных прослоек арийского общества существовали определенные прически. Воинские отличались от других тем, что на темени, как раз там, где находился приемопередающий центр (чакра сахасрара), оставляли клок длинных волос, усы тоже отращивались очень длинными. Это объясняется довольно просто – руны мысли (голова) были соединены с рунами речи (рот), что помогало воину не только в обращении к божеству, но и в разговоре с врагами. Не будем забывать, что прежде чем сойтись в схватке, воины всячески унижали противника, приписывая ему самые постыдные и недостойные истинного человека занятия и привычки. Оттуда и идет старое выражение «поле брани». Кто хоть раз видел массовые драки – село на село или район на район, тот поймет, почему именно брани. Хотя победитель такие поля потом называют полями славы.
Но вернемся к волосам. Длинные волосы были признаком свободного человека. Рабам и пленным головы обычно брили, чтобы лишить их магической силы, магического инструмента, который усиливает приемопередающие возможности сахасрары. Прическа воина была рассчитана для существования в определенных условиях – командовать и подчиняться приказам, уничтожать врага и противостоять колдовскому воздействию недочеловеков-дасья. Хороший воин всегда был хорошим магом. Существовало понятие «добрая удача», которое дошло почти до наших дней. И даже сейчас отголоски этого понятия сильны в человеческом подсознании – кому-то постоянно везет, значит у него – добрая удача. Длинный волос тогда защищал от возможного сглаза и другого наведенного колдунства.
Именно поэтому вокруг волос сложилось так много обрядов, цель которых – или придать большей силы обладателю волоса, или же напротив – лишить его (ее) магической силы, противостоящей чужому враждебному воздействию.
Покрытие голов звериными шкурами – есть ничто иное, как попытка объединить мощность собственного центра общения с высшими силами, с мощностью центра тотемного животного. При этом надо помнить и то, что животное-тотем при любых обстоятельствах стояло ближе к божеству, чем человек и зачастую было передающим звеном в общении человека со своими богами. Ведь на животном было гораздо больше волос, и волосы эти располагались на всех центрах биоэнергетики. Плюс ко всему, шкура тотемного животного должна была передавать человеку, накинувшему ее, часть физических свойств тотема. Поэтому убийство таких животных, свежевание и выделка шкур сопровождались строго определенными ритуалами, которые должны были обеспечить покровительство тотемного животного над носящим его шкуру.
Для изготовления боевых амулетов часто использовались скальпы, снятые с убитых врагов. Скальпы также вшивались в одежду по швам, привязывались к уздечке боевого коня. Впрочем, в те времена пахотных коней не было – арья не опускались до такого презренного занятия, как использование коня для хозяйственных нужд. Для этого существовали волы.
Амулет с фрагментами волос и шерсти животных был не только охранной грамотой в сложном мире живых от чужого колдовства, но он был и паспортом носящего – по этому амулету, как и покрывающей тело воина татуировке, можно было уверенно сказать – из какого он народа, из какого рода, каково его общественное положение и чем он славен (то есть – сколько врагов убил). Кроме того, эти скальпы должны были засвидетельствовать предкам, когда воин присоединялся к ним, о том, что потомок не посрамил чести воина. Собственные волосы были залогом дружбы. Кольцами, сплетенными из волос, обменивались при заключении брачных союзов и мирных договоров. Это было доказательством наивысшего доверия – ведь имея волосы человека, можно было гораздо легче обрушить на него колдовские чары. Кроме того, даря свои волосы, человек делился своей доброй удачей с другом. В такие кольца могла вплетаться и шерсть тотемных животных, укрепляя их силу и увеличивая символичность.
Как видим, колечко из волос возлюбленной – это не просто романтическая слюнявость, но гораздо более существенное отношение к обоюдному будущему.
А исследования, проведенные американскими военными во время второй мировой войны, показали, что воин с длинными волосами лучше может предугадывать действия противника и обнаруживать присутствие врага (например, засаду) на интуитивном уровне.