В связи с коронавирусной инфекций, падением цен на нефть и удешевлением рубля определенные трудности возникли практически во всех сферах экономики. Однако, некоторые отрасли были поддержаны рядом антикризисных мер, предпринятых правительством. К сожалению, рынка коммерческой недвижимости они почти не коснулись.
В период ограничительных мер больше всего пострадали ритейл и стрит-ритейл. Снижение покупательской активности стало ударом для владельцев торговых объектов и арендаторов. С полной нагрузкой работали и работают только магазины, торгующие товарами первой необходимости. Рынок торговой недвижимости начал испытывать на себе негативные последствия одним из первых, наряду с гостиничным бизнесом, туристической отраслью и общественным питанием. В результате планы многих участников рынка существенно изменились, а некоторые из них могут и вовсе стать банкротами.
По мнению аналитиков, есть риск закрытия небольших магазинов, которые занимают от 50 до 300 кв. м, а также более крупных форматов. В этом случае доля свободных площадей может превысить 10% к концу года. Строительство новых объектов стало притормаживаться. Например, в регионах не было открыто ни одного нового профессионального торгового центра. Аналитик департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield Евгения Сафонова отмечает, что прогноз по новому строительству от января 2020 года был пересмотрен на 40%.
"По итогам года мы ожидаем, что в России будет построено около 350 тыс. кв. м торговых площадей, из которых около 230 тыс. кв. м приходится на Москву. Рост объема нового строительства в Москве по сравнению с прошлым годом связан с вводом сразу нескольких объектов крупного размера. До начала пандемии доля свободных площадей в торговых центрах Москвы составляла 8%. В связи с закрытием некоторых операторов из-за финансовых трудностей, мы ожидаем ротацию арендаторов в торговых объектах и увеличение вакансии до 13-15% в конце 2020 года", — говорит она.
Нелегкие времена наступили и для гостиничного бизнеса.
"Введенные ограничения, самоизоляция существенно отразились на динамике рынка. Если обычно в период кризисов менялась структура спроса гостиниц, когда один сегмент замещал другой, то в период пандемии гостиницы столкнулись с ситуацией, когда гостей просто стало минимальное количество, и загрузка резко снизилась до показателей менее 10%, для некоторых объектов менее 5%", — считают аналитики CBRE.
По их мнению, доходность на номер сократится на 60%. Механизмы функционирования гостиниц в апреле-июне нельзя назвать рыночными, несмотря на постепенное снижение ограничительных мер на поездки и перемещения граждан в большей части российских регионов. Вполне вероятно, что в июле-августе загрузка гостиниц по основным тур направлениям достигнет 50%. В то же время в загородном сегменте ситуация намного лучше. Например, в Московской и Ленинградской областях дома отдыха с весны переполнены.
Пандемия оказала негативное воздействие и на рынок офисной недвижимости.
По итогам 2020 года в эксплуатацию будет введено не более 300 тыс. кв. м. из ожидаемых в начале года порядка 600 тыс. кв. м. Во II квартале 2020 года объем нового предложения составил всего 5,1 тыс. кв. м против 92,2 тыс. кв. м во II квартале 2019 года. Тенденция к переносу сроков ввода в эксплуатацию, скорее всего, сохранится и во второй половине года. При этом объем сделок по аренде помещений в классе А в апреле-мае 2020 г. снизился на 68% по сравнению с аналогичным показателем 2019 года.
Меньше других пострадал складской сегмент. Эксперты отмечают, что здесь деловая активность сохранилась на нормальном для рынка уровне. Если экономика начнет восстановление в 2021 г., ожидается рекордный за последние годы объем строительства – 1,1 млн кв. м.