Полезные тематические статьи для чтения , 15 статья "Сенсорное развитие ребенка"
Сенсорное развитие (через ощущения, восприятие) – один из важнейших аспектов развития ребенка, на основе которого формируются другие формы познания. Именно такое чувственное ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира служит первым источником информации о нем.
Как и все психические функции, сенсорное развитие имеет свои закономерности, этапы и задачи, которые последовательно проходит и осваивает ребенок. Если у ребенка есть нарушения в развитии, в таких случаях дети часто будут иметь те или иные трудности восприятия. Так, например, при интеллектуальных нарушениях, даже если зрение и слух сохранны, будут отмечаться меньшая точность, целенаправленность, объем восприятия и восприятие будет отставать в развитии по темпу. Безусловно, многое зависит от типа, тяжести нарушения, от того, насколько повреждены сенсорные системы. Но развитие сенсорной сферы всегда включается коррекционно-развивающую работу с учетом обозначенных выше факторов, поскольку полноценное развитие памяти, мышления, речи невозможно без опоры на восприятие.
Для сенсорного развития существуют различные игры и упражнения, которые учитывают задачи возраста, актуальные возможности ребенка. В некоторых случаях для этого требуется более целенаправленная и углубленная работа специалистов и педагогов, специально организованная среда (например, Монтессори-среда, сенсорная комната). Но многое для сенсорного развития ребенка могут делать и сами родители. Сегодня доступна обширная информация о создании развивающей сенсорной среды, пособий в домашних условиях, вариантах их использования. Также существуют несколько общих принципов в отношении того, как родителям создать условия для полноценного сенсорного развития ребенка.
Во-первых, среда должна быть разнообразна с точки зрения сенсорных впечатлений. Для этого нужно использовать разные типы игрушек, пособий, позволять ребенку активно исследовать их и помогать ему в этом, показывая новые возможности. Необходимо включать в процесс разные виды ощущений.
Важно постепенно обучать ребенка не только спонтанно, но и целенаправленно исследовать предметы и взаимодействовать с ними. Поскольку на основе этого сенсорного опыта ребенок в дальнейшем сможет формировать представления о свойствах предметов в обобщенной форме или так называемых сенсорных эталонах (цвета, формы, величина).
Сенсорное развитие осуществляется не только в процессе игры со специальными развивающими пособиями, но и в играх с природным материалом, бытовыми предметами, а также в процессе продуктивной и творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, и т.п.) и, конечно же, в непосредственном общении со взрослыми в повседневной жизни.
Автор статьи Кобялковская Елена Алексеевна, педагог-психолог МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Пермьото ПК ОО Счастье жить
#Счастьежить #Перваяпомощь #Фондпрезидентскихгрантов #Библиотекавозможностей #Статьи #РадибудущегоДетей