Найти тему
Senicheff Longsword Club

Поединок в доспехах: меч как рычаг

В рамках латного поединка позднего средневековья меч, помимо ударной и колющей функции, обладает и еще одной немаловажной особенностью - он становится большим подспорьем в борьбе. Сегодня рассмотрим эту идею на примере хорошо знакомой нам серии трактатов Гладиатория.

Этот текст является продолжением двух предшествовавших ему тем:
Поединок в доспехах: куда бить и Поединок в доспехах: когда меч уже не меч , в которых мы рассматривали две важнейшие особенности использования меча против лат в эпоху полного доспеха - поиск открытых и потенциально уязвимых мест и нанесение по ним уколов острием либо ударов перекрестьем меча (подчеркнем, зачастую заточенным граненым перекрестьем) или навершием, выступающим в качестве булавы.

Теперь же, перейдем к наиболее сложной части традиции, требующей пожалуй, самой высокой координации движений, но и решающей сразу множество проблем. Как и в прошлые разы, подспорьем нам будет служить серия германских манускриптов под общим названием Gladiatoria. Датированны манускрипты первой половиной XV века и в них задокументирована не только традиция латного боя своего времени, но и прекрасно отображена материальная культура этих поединков - латы, оружие, рыцарские пояса, различные сочетания пластинчатой и кольчужной брони - лучшего источника о европейском боевом искусстве трудно сыскать. Также существуют их списки, доходящие до середины XVI века, что говорит о популярности и устойчивости этой ветви боевой традиции.

Точки контроля

Начинать разговор о борьбе с использованием меча стоит, пожалуй, с точек, за которые наиболее естественно можно "цепляться" в борьбе с оружием.

Первой мишенью будет выступать внутренняя сторона коленного сустава. Прием против колена противника мы находим на страницах 08r-08v краковского списка Гладиатории (MS_Germ.Quart.16). Прием с зацепом под коленом описан и изображен следующим образом:

-2

Когда ты захочешь ее сделать, поставь правую ногу вперед и поверни навершие меча в лицо оппонента, таким образом открывая свою правую подмышку. Если он отважится воспользоваться этим открытием и попробует нанести туда укол, в тот же момент ударь его концом меча так, чтобы сместить укол и острием меча подцепи его правое колено с левой стороны, как ты увидишь на следующем рисунке -

-3

И сильно потяни к себе так, чтобы уронить его на спину, как показывают фигуры, изображенные здесь.

Обратим внимание, что зацем колена осуществляется вместе с контролем меча оппонента (в манускрипте показано, что меч придерживается гардой). В нашей практике латного боя основная сложность исполнения заключалась в том, чтобы вовремя, скоординировано и сильно начать тянуть на себя. Нужно приучиться поднимать противника ногами и спиной, одновременно толкая правую руку от себя, чтобы не дать его мечу выскользнуть, а левую руку притягивая к себе, чтобы сильнее задрать его колено. Еще очень помогает сделать шаг вперед и даже толкнуть противника плечом в тело - от этого падение становится совсем неизбежным. Также вопрос того, за какую из ног будет происходить зацеп, зависит только от того, какой ногой шагал вперед противник.

Вторая группа мишеней в рамках борьбы с мечом - руки

Гладиатория предлагает сразу нексолько способов противодействия суставам рук. Один из самых интересных среди них - прием, имеющий собственное наименование - Straß der glider (нем. путь суставов): это два действия, нацеленые на захват руки противника рукоятью или навершием с последующим травмирующим рывком. Одна версия приема используется против запястья правой руки, вторая - против локтя левой.

Они изображены в каждом из манускриптов серии, для примера здесь приведу иллюстрации из версии манускрипта, хранящейся в Kunsthistorisches Museum в Вене (MS KK5013), 10r-10v:

Прием против правой руки:

-4

Когда оппонент колет с полной силой в твое забрало, тебе следует отклонить его острие наружу и пронести свое навершие между его рук, поймав его правую руку за запястье, а затем сильно рвануть на себя, таким образом сломав ему руку или повергнув на землю.

Прием против левой руки:

-5

Когда он колет тебя и ты хочешь применить этот прием, уколи снаружи его меча и пронеси свое навершие между его рук чтобы зацепить его снаружи левой руки, а затем быстро потяни на себя, чтобы сломать ему руку или бросить его на землю, как показано здесь.

Здесь, как и прежде, мы видим, что выход на прием против сустава требует не только обезопасить себя от отстрия, но и иметь возможность удерживать его на расстоянии от себя во время исполнения приема. В остальном - снова мы должны иметь ввиду, что такое действие требует усилия всего тела - сильный скоорднированный рывок на себя, с шагом и включением мышц спины позволить уронить противника выбить оружие из рук.

Движемся дальше и обнаруживем прием, протим локтя/плечевого сустава с внешней стороны, показанные на странице 18v Венского манускрипта:

-6

Когда вы оба укололи в корпус снаружи, отпусти свой меч левой рукой и проведи его под его правой подмышкой, а затем быстро схвати снова, и так та заставишь его упасть, как нарисовано тут.

Достаточно необычная техника, но как ни странно, качующая из манускрипта в манускрипт и встречающася также в исполнении с шестом, копьем и другими видами оружия, удерживаемого двумя руками.

Должен отметить, что количество воздействий на руки в Гладиатории совсем не ограничивается этими несколькими действиями, но полный их список, а также возможные вариации будут представлять собой полноценную главу книги, то есть, уже не совсем блоговый формат. Отметим только, что воздействовать можно на: кистевой сутстав, выгибая его наружу, локтевой, в любую сторону против сгиба либо рывком по сгибу, а также плечевой, традиционно выворачивая руку за спину через любой способ захвата клинком меча или рукоятью.

Но перед нами остается еще одна цель, которую необходимо осветить. Конечно же, это голова.

Приемы против головы и шеи - ниболее очевидные и хорошо представлены в иллюстрациях и описаниях к приемам. Стоит отметить, что зацепиться за голову можно: рукоятью/навершием, серединой и слабой долей меча. То есть, любой его частью, в зависимости от ситуации. Также будем иметь ввиду, что любая сторона шеи может стать целью - передняя, задняя, левая или правая. Но наиболее предпочтительна, конечно же, передняя, так как ронять противника выгоднее всего на спиноу. Рассмотрим один из вариантов приема с зацепом шеи, по краковскому манусприкту, стр. 11v:

-7

Если противник встал с левой ногой впереди и пытается нанести Mortdschlag (удар эфесом) тебе в голову, поймай его удар между своих рук и шагни правой ногой наружу его левой ноги, поймай его шею навершием с правой стороны, чтобы ты смог бросить его на землю, как показано на рисунке.

Длинный меч середины XV века, стилистический близкий к мечам, изображенным в трактатах Гладиатории
Длинный меч середины XV века, стилистический близкий к мечам, изображенным в трактатах Гладиатории

Итак, этот краткий обзор борцовских теник с мечом в рамках традиции Гладиатории показывает нам возможности, которые видели средневековые практики боевых искусств в рамках латного поединка. Количество боцовских техник в средневековых трактатах настолько велико, что порой занимает до половины общего объема материала. И это не мудрено - клинч, а правильнее сказать, "ближняя игра", был важной частью поединка, его финальной частью в случае, если бой на дистанции не приносил результата. А в контексте латного боя выиграть на дистанции было невероятно трудно. Поэтому, конечно же, умение вывести противника из строя заломом или броском было критически важным для лобого практика, как и умение спасти себя от такого залома или броска (за многими приемами борьбы в трактатах также следуют пояснения о возможных противодействиях им).

Отметим отдельно, что в рамках регулируемого турнирного поединка (т.е., не судебной дуэли и не военных действий различного рода) борьбу могли ограничивать, чтобы не допускать лишних травм. В конце XV века на пеших турнирах даже стали появляться барьеры, не дающие противникам специпиться в борьбе. В XVI веке они стали повсеместной практикой, отличающей спорт от войны. Но это уже другая история.

Что же, думаю трилогия о мече в тадиции гладиатории получилась и получилась хорошо.

Благодарю за внимание и удачи в борьбе!