Было это давно, больше четверти века назад. Я возвращался с Черного моря. Из Тамани. В аэропорту, когда просвечивали рюкзак, удивились: «А это что у вас?». И показали на монитор. Там было огромное черное пятно. Ах, это, говорю, да это на память о Тамани. Сувенир.
«Ну-ка показывайте!».
И мне пришлось открывать рюкзак.
Остановлюсь на мгновение, пока развязываю веревку под мрачным взглядом служителя аэропорта.
После того я объездил весь мир. И отовсюду что-то вез, как без этого? Из Австралии привозил рисунки аборигенов, из Вьетнама – настойку со змеей, из Нью-Йорка – старые пластинки, из Марокко – тажин, конусообразную посуду для кус-куса, из Италии – кожаную сумку, которую ношу уже много лет, из Узбекистана – огромное блюдо, которое расписывали при мне, из Южной Кореи – уже не помню что…
Но вот такого, как из Тамани, я не привозил больше никогда.
Итак, я открыл рюкзак, достал большой тяжелый камень: «Вот он, сувенир». Служители замолчали на мгновение, посмотрели как на дурака, вздохнули. Но пропустили.
А я не был дураком. Просто мама просила именно такой округлый камень, чтобы придавливать засоленную капусту. Нет, не обязательно было с моря тащить в Москву. Но раз уж я оказался на море и нашел подходящий камень – почему бы не прихватить? Ну плюс лишних три кило.
Мама страшно обрадовалась. И тут же бросилась солить капусту.
Да, это был самый оригинальный сувенир из всех, что я привозил.
Алексей БЕЛЯКОВ