«Почерк - зеркало души». Именно так нам объясняли в советской школе. Если это правда, то трудно представить себе душу русских классиков. Лично я не знаю почти никого среди русских классиков с красивым почерком. Ученые говорят, что у одаренных людей почерк всегда будет ужасным. И только такой одаренный гений сможет разобрать собственные каракули.
Великий итальянский психиатр-криминалист Чезаре Ломброзо был под впечатлением Льва Толстого. Он даже специально приезжал к нему в Ясную Поляну. Когда Ламброзо впервые взглянул на почерк Толстого, то после тщательного изучения вынес свой вердикт, что таким почерком может обладать женщина-психопатка легкого поведения. Об этом Ламброзо даже написал в своей книге «Гениальность и помешательство» . Действительно, разобрать каракули Толстого было дело невозможным.
Но королем ужаснейшего почерка был американец Набоков. На мой дилетантский взгляд, именно Набоков, будучи американцем, обладал самым красивым и литературным русским языком, а почерк у него был просто невообразимым, который напоминал сердечные ритмы ЭКГ умирающего больного.
Вот пример почерка Достоевского, в его черновой рукописи о Пушкине. Кстати, у Пушкина, в его черновых записях, почерк был еще более ужасным.
copyright: все фотографии из частного архива автора этой публикации.