Найти тему

Совет преподавателя: выученная беспомощность как одна из причин отсутствия мотивации к обучению

В психологии есть такое понятие как выученная беспомощность. Если коротко, это состояние, когда человек не предпринимает никаких усилий для облегчения текущей ситуации, хотя на самом деле мог бы успешно это сделать. Казалось бы, причем тут мотивация к обучению? А между тем связь не только существует, но и встречается гораздо чаще, чем можно было бы подумать.

Выученная беспомощность состояние приобретенное, оно возникает в результате ситуаций, когда предпринимаемые усилия не приводили к ожидаемому результату. В итоге человек сдается и решает оставить всё, как есть. Отсюда вытекают мрачный взгляд на жизнь и неверие в свои силы:

"Мне плохо на этой работе, но я не буду ее менять, потому что вокруг полно хороших специалистов, а такой, как я, никому не нужен"/"Это очень симпатичная девушка, но я не стану с ней знакомиться, потому что у нее наверняка уже кто-то есть и я не могу быть ей интересен"/"В моей жизни никогда не было ничего хорошего, зачем теперь что-то менять"/"Я слишком молод/стар/глуп для этого".

Любая неудача в таких случаях приписывается личной никчемности, а любые успехи – случайности: "Я не сделал ничего особенного, любой смог бы это сделать"/"Директор выбрал мой проект только потому, что Иванов не стал участвовать в конкурсе"/"Да, сегодня всё получилось, но мне просто повезло, а завтра всё начнется с начала."

Причины такого состояния могут быть разными, и довольно часто выученная беспомощность идет об руку с депрессией и другими личностными расстройствами. Поэтому важно не игнорировать подобные состояния и в случае, когда они регулярно повторяются или вообще стали жизненным кредо на определенном ее отрезке, лучше обратиться за помощью к специалисту.

Фото: Ирина Фуршалова на https://photosight.ru
Фото: Ирина Фуршалова на https://photosight.ru

Но очень часто основы выученной беспомощности закладываются как раз в детстве. В раннем, когда малыш регулярно слышит родительское "Не мешай! Отойди! Туда нельзя! Так неправильно!" Особенно когда все они не сопровождаются пояснением, почему нельзя и как правильно – в этом случае у ребенка теряется связь между своими действиями и их последствиями.

В более позднем как правило звучит "Вечно ты всё забываешь! Ты никогда не сможешь этому научиться! Вот Катька одни пятерки из школы приносит, не то, что ты"! Все помнят про сына маминой подруги, у которого, в отличие от вас, всё идеально? Вот он и есть та самая предпосылка к выученной беспомощности.

А мотивация к обучению, как и любая другая, это не просто сила желания, но еще и вероятность достичь желаемого, и факторы, от которых это достижение зависит. Так вот, если вероятность достижения успеха на нуле и от тебя не зависит, потому что ты лентяй, бездарь и никогда ничего не добьешься (мама, папа, бабушка и МарьИванна с НатальПетровной никогда не устанут это повторять), то ни о какой мотивации речи идти не может.

И можно сколько угодно ругать учителей, что они не могут научить и заинтересовать, искать волшебного репетитора, который сможет, и пугать ребенка, что станет дворником. Пока не решится исходная проблема – не установятся связи усилие-результат, не преодолеется состояние беспомощности и не будут восстановлены самооценка и поисковая активность – мотивация не появится.

Выученная беспомощность не всегда проявляется в апатии, это также может быть псевдоактивность, ступор, смещение на другие неважные цели, деструктивное поведение. Поэтому можно наблюдать, как ребенок вместо того, чтобы решать задачки, сидит с отсутствующим видом, срочно находит себе очень важное занятие типа выгулять собачку или убраться в комнате, а то и вовсе плачет или даже устраивает истерики и кидает учебники с тетрадками в стену. Разумеется, само по себе это всё еще не говорит именно о выученной беспомощности, но является серьезным поводом повнимательнее понаблюдать за ребенком.

Подготовка статьи занимает время, оценить ее можно в один клик. Поддержите автора лайками, комментариями и подпиской.

Возможно, вам будет интересно почитать:

Совет преподавателя: как понять, что занятия с репетитором принесут результат

Совет преподавателя: разбираем заблуждение, что репетитор нужен только слабым детям

Совет преподавателя: почему убеждение, что сильным детям репетитор не нужен, ошибочно