К сожалению, не каждому бизнесу удаётся выжить. Одним проекты закрываются, потому что их создатели решили двигаться дальше, другие — потому что их подкосил кризис и пандемия. Мы решили взглянуть на смерть хороших проектов под позитивным углом: даже если их больше нет, это не значит, что у них нечему поучиться. Собрали пять кейсов за пределами Москвы, которые стоит изучить, прежде чем запустить свой проект.
1. Yanasvete (Волгоград)
Бизнес-кэжуал костюм, вдохновлённый «Острыми козырьками», струящаяся блузка с огромным бантом, светлые оверсайз-брюки, в которых яппи могли бы шагать по Нью-Йорку 80-х, и платье из сетки, расшитое камнями, — такую одежду выпускал поволжский бренд Yanasvete.
Помимо качественных вещей, которыми можно было разнообразить и офисный, и повседневный гардероб, проект отличался внимательным подходом к созданию лукбуков. Так, коллекции марки снимали и в лесу, стилизуя фотосессию под открытки с Дикого Запада, и на пустыре за городом на фоне выгоревшей травы, песков и грузовиков. Наш любимый лукбук — самый последний, снятый на местном рынке. Как нам кажется, выходить за пределы студийной съёмки и фотографировать местную среду — отличный способ не только разнообразить соцсети, но и продвинуть локальную идентичность.
2. «Фабрика» (Казань)
Не Даниловским рынком единым жив фуд-бизнес в России. В 2019 году в Казани тоже был свой маркет для любителей вкусно пообедать. Его запустили в здании бывшей фабрики «Адонис». Автором проекта стал создатель казанских баров More и «XIX.XX» Дамир Газизов. На «Фабрике» был небольшой бар и пять корнеров с едой — от вьетнамской точки с полюбившимся многим казанцам супом фо бо до мясного угла.
В феврале 2020-го — прямо перед началом пандемии в России — проект закрылся: создатели решили, что необходимости в фуд-корте на этой точке нет, и решили развивать каждый корнер по отдельности. Пока что на месте маркета планируют открыть бар, а мы надеемся, что гастрорынков в российских регионов со временем станет больше, а не меньше — как показывает зарубежный и столичный опыт, такие проекты крайне положительно влияют на локальную экономику.
3. Krasoti Radi (Новосибирск)
Плетёные подвески для растений, намеренно неряшливые панно и тканевые корзинки — такими вещами до лета 2019-го занималась новосибирский дизайнер Аня Кихаева. Для своего ткачества девушка использовала светлые нити, изредка разбавляя их акцентными цветами вроде голубого или апельсинового. Благодаря этому изделия Krasoti Radi получались спокойными, даже умиротворяющими — их можно было вписать в самые разные интерьеры.
С началом пандемии и наступлением карантина люди стали трепетнее относится к своим жилищам — как отмечали наши герои, продажи товаров, связанных с домашним уютом, возросли. Если тренд на внимательный подход к интерьеру закрепится, создание украшений можно будет смело превратить из приятного хобби в бизнес.
4. New Habit (Екатеринбург)
Амбициозный проект от сибирских фэшн-предпринимателей, который подкосил Covid-19. Кофейня начала работу летом 2019 года — её запустили сооснователи бренда одежды Inspire Маша Ким и Никита Коваленко. Открытие прошло с размахом — из-за акции «бесплатный кофе в свой стакан» в первый день New Habit посетили так много людей, что их не успевали обслуживать.
Фишка New Habit заключалась в полном отказе от одноразовой посуды: кофе клиентам наливали либо в их термокружки, либо в стеклянные стаканы, с которыми нельзя было уйти. От одноразовых трубочек проект также отказался — их заменили на металлические и съедобные макаронные. Упаковку от продуктов, которые использовали для приготовления напитков, решили сдавать в ресайлкинг. Перерабатывали даже капризный тетрапак от растительного молока — для этого наладили специальную поставку отходов на московский завод. Сделать кофейню максимально экологичной предпринимателям помогала эко-консультант. В общем, создатели New Habit действительно изо всех сил постарались свести свой проект к нулю отходов и подать пример другим. Хочется верить, что, когда пандемия закончится, такого общепита в регионах станет больше.
5. «Театр 18+» (Ростов-на-Дону)
Ещё одна жертва Covid-19 — независимый театр в здании бывшей макаронной фабрики, существовавший с 2013 года. Аудитория полюбила его не только за экспериментальные постановки, но и за активное участие в жизни местного творческого комьюнити: кроме спектаклей проект также проводил мастер-классы, открытые лекции и кинопоказы.
«Театр 18+» был полностью коммерческим: средства для его поддержания приносили продажи билетов, сдача помещения в аренду, корпоративные заказы и — временами — краудфандинг. Хотя у проекта не получилось выйти на чистую прибыль, опыт других театров показывает, что затруднительное финансовое положение можно пережить, тесно работая с локальным сообществом и диверсифицируя прибыль. Правда, сделать это легче, когда проект только начинает расти — а значит, у начинающих энтузиастов может быть даже чуть больше шансов.
Читайте также:
Что ждёт индустрию товаров для дома в новой реальности
Почему «закон о наливайках» угрожает не только барам