(12 июля Православная Церковь чтит память преподобного Паисия Святогорца)
В XX веке ходил по земле духоносный старец Паисий Святогорец (1924—1994). Он не имел даже среднего образования, не стремился всех подряд поучать и наставлять. Люди сами приходили к нему.
Преподобный Паисий отличался великим стремлением к молитве и простотой образа жизни. И по воле Божией ему было дано видеть, что происходит с миром и человечеством. Людская боль отражалось в его большом сердце. И его наследие хранит ее. Старец хотел, чтобы обычные люди жили, по совести, и прибывали в радости. Но, именно, от этого стремительно и отказался мир в прошлом столетии, ибо отринул высшую степень радости – радость о Боге.
То, что говорил старец Паисий Святогорец, дает нам понимание, что же происходит с нами самими.
«Мир мучается, погибает, и, к несчастью, все люди вынуждены жить среди этого мирского мучения. Мучения людей не имеют конца. Общее разложение – целые семьи, взрослые, дети. Каждый день сердце моё обливается кровью. Большинство ощущает великую оставленность, безразличие – особенно сейчас, – ощущает это повсюду. Людям не за что держаться. Прямо по пословице: «Утопающий хватается за собственные волосы», то есть утопающий ищет, за что бы ухватиться, как бы спастись. Люди ищут, обо что бы им опереться, за что ухватиться. И если у них нет веры, чтобы опереться на неё, если они не доверились Богу настолько, чтобы полностью на Него положиться, то им не избежать страданий. Доверие Богу – великое дело». Разве не актуальны эти слова сейчас, когда вся цивилизация трепещет от разразившейся пандемии COVID-19? Люди лишились привычного образа жизни, развлечений и нормальных условий работы, но не спешат обратиться к Богу.
Для Паисия Святогорца нет загадок в жизни людей. Мы в России, гадаем, почему огромные средства, заработанные олигархами в нашей стране, неизменно отправляются в офшорные зоны, а не вкладываются в производство здесь, а не за тридевять земель? Если подойти к этому процессу с точки зрения святого, то обнаружится, что Россия столкнулась с высшей степенью эгоизма, можно сказать, с эгоизмом в квадрате, эгоизмом неусмиренном ни правом, ни элементарной нравственностью. Как ни странно, но этот эгоизм порожден жесточайшим чувством страха: перед обществом, перед государством, перед своими детьми и наследниками, перед экономической катастрофой: мифической или реальной. Эгоизм и страх – два главных спутника олигарха. Капитал уходит из России потому, что формальные владельцы его хозяева и не являются. Российские промышленники и банкиры во многих случаях сами оказываются всего лишь наемными менеджерами на службе транснациональных корпораций. Менеджеры, то есть наемники, никогда не в состоянии обрести покой, ибо в любой момент из-за неправильных действий могут лишиться всего: и своего места, и своих денег. Их все раздражает в России. Они ни в чем не уверены. Они мелочны в подсчете своих доходов и убытков, мелочны в благотворительности и экономических проектах. За их высокими речами перед публикой скрывается все тот же страх. Они не чувствуют настоящей, ничем не замутненной радости. Как здесь не вспомнить святого Паисия: «За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность. Такие люди не радуются, а ноют, раздражаются и погружены в самолюбие».
Впрочем, эгоизм и себялюбие поработили все человечество. Они прорываются и в семье, и в политике. Этот духовный недуг не отступает, а только расширяет сферу охвата. Человек погружается в эту душевную пучину, даже не пытаясь барахтаться: «Тот, кто потакает своим мирским душевным склонностям, – не имеет душевной радости, его преследует тревога… Современные люди не думают о вечной жизни. Самолюбие помогает им заглушить память о том, что они всего лишатся. Они не поняли глубочайшего смысла жизни и не познали высших, небесных радостей. Душа таких людей не рвется восторженно к чему-то возвышенному».
Если разобраться, то в наибольшей степени, заражены эгоизмом современные средства массовой информации. Они транслируют его в шоу, новостных передачах, фильмах и т. д. Так называемые звезды телевидения и интернет-программ оказываются уже в первом приближении обыкновенными эгоистами, которые стараются навязать свои представления каждому человеку. Если же их взгляды отвергаются, то сразу же начинаются «песни» о преследования, гонениях на свободу слова, ничего не понимающем «быдле» (народе) и тоталитарном режиме. Послушаешь и почитаешь их, так подумаешь невольно, что за ними скрывается чуть ли не вселенская скорбь и глубочайшие переживания. Однако, это не так. Их подноготная вскрывается с помощью преподобного Паисия: «У некоторых людей много рассудочности, и судят они с эгоизмом – выше себя не признают никого. Они требуют безупречности – но не от себя, а от других. Их собственная немощь им по душе, а других они осуждают. Удивительное дело! Такие люди создали свой внешний образ, то есть они слепили некоего внешнего человека – изнутри полного лицемерия».
И не поверить старцу невозможно, когда у нас возникают на экранах лица К. Собчак, В. Познера или, скажем, А. Невзорова. Сама жизнь доказывает правоту святого.
Через своих святых Бог влияет на историю. И путь прогресса состоит отнюдь не в следовании за идеологией либерального эгоизма, разбивающего судьбы народов и людей. Истинный путь прогресса – это путь святых.
Источник: фото Православие.Ru
Автор:
Александр Гончаров.