14 июля 1896 г. (124 года назад)
В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал серийное производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей
- Электрическое зажигание
- Съемную головку цилиндра
- Смазку под давлением
Многое из этого было новаторством в то время, а свечу зажигания даже запатентовали.
В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства – немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлек внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они решили построить подобную машину.
Сборкой двигателя и трансмиссии занимался завод керосиновых и газовых двигателей, владельцем которого являлся Яковлев Евгений Александрович. А сборкой ходовой части, колес и корпуса занимался инженер из Санкт-Петербурга Фрезе Петр Александрович, он же являлся руководителем высшего звена «АО постройки экипажей Фрезе и Ко».
На изобретение машины ушло около 3 лет, В мае 1896 года автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел испытания, а 14 июля модель была выставлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поездки.
Машина представляла собой четырехтактный двигатель с одним горизонтальным цилиндром, который размещался в задней части кузова и развивал мощность 1,5-2 л.с. Для охлаждения цилиндра служила вода, а теплообменниками являлись две латунные емкости, размещенные вдоль бортов в задней части машины. Зажигание смеси было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча). Автомобиль имел двухместный кузов, два тормоза, весил около 300 кг и развивал скорость до 20 км/ч.
Рулевая конструкция была разработана и запатентована самим П.А. Фрезе. Также был прототип современной коробки передач, под рулевой колонкой находились рычаги переключения скоростей. Режимов переключения скоростей было всего два – это режим холостого хода и режим поездки вперед. Колеса имели стандартную круглую форму, сами колеса сделаны из дерева, а шины были резиновые.
Публичный показ первого образца прошел в июле 1896 года на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, состоявшейся в нижегородском районе Кунавино. Это была крупнейшая в дореволюционную эпоху площадка, где демонстрировались лучшие достижений страны в области промышленности и которую финансировал лично император. Среди множества замечательных экспонатов не затерялась разработка П.Фрезе и Е.Яковлева.
В 1898 году Е. А. Яковлев умер, а его компаньоны не проявили интереса к двигателям внутреннего сгорания и переориентировали завод. Фрезе пришлось покупать двигатели за границей и в конечном итоге в 1910 году, он продал свою фабрику Русско-Балтийскому вагонному заводу.
На данный момент чертежей автомобиля Фрезе и Яковлева к сожалению не сохранилось, и параметры автомобиля восстанавливали по имеющимся фотографиям и описаниям.