Со странным легкомыслием компания нарушала буквы соглашений как внутри страны, так и в рамках ЕАЭС
После неожиданно вспыхнувшего обмена «любезностями» между Министерством индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) и крупнейшим автомобильным холдингом Казахстана, группы «БИПЭК Авто-Азия Авто», пришедшегося на период действия режима ЧП минувшей весной, с мая в их отношениях тянется напряженная информационная пауза.
СПОРИТЬ В ПРИНЦИПЕ И НЕ О ЧЕМ
Напомним, что обе стороны тогда довольно четко обозначили свои позиции в споре между ними. В официальном пресс-релизе МИИР от 14 мая заявлялось о расторжении соглашения с предприятиями АО «Азия Авто» и АО «Азия Авто Казахстан». Основанием для такого шага послужило неисполнение этими компаниями обязательств по соглашению о промышленной сборке, включавшие освоение технологических операций по сварке, покраске и сборке транспортных средств, и увеличению локализации производства.
Другие же компании (всего 19 таких соглашений подписаны МИИР с 10 предприятиями) аналогичные обязательства исполнили согласно план-графиков соглашений. При этом правительство Казахстана оказывало меры господдержки всем отечественным предприятиям, взявшим на себя встречные обязательства согласно заключенным МИИР соглашениям о промсборке.
Согласно данным, приведенным в пресс-релизе МИИР, соглашение о промсборке моторных транспортных средств товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС (легковые автомобили) с обязательством по организации технологических операций по сварке и окраске кузова с 1 июня 2017 года было заключено с АО «Азия Авто» за 7 лет до этой даты – 24 июня 2010 года. Но эти обязательства не были исполнены.
Аналогичное соглашение с АО «Азия Авто Казахстан» было заключено 28 декабря 2012 года при том, что первичную госрегистрацию эта компания прошла 19 декабря того же года. Тем не менее, столь юный автостроитель взял на себя обязательство организовать технологические операции по сварке и окраске кузова легковых автомобилей с 1 декабря 2019 года. Однако это обязательство им не было исполнено.
В начале 2017 года обе компании обратились в МИИР с просьбой заключить многостороннее соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств. Такой вариант формально допускается, в данном случае – для продления срока по обязательствам из-за неготовности предприятия АО «Азия Авто» исполнить их.
МИИР 7 апреля 2017 года заключил такое соглашение. Это дало возможность продлить срок исполнения обязательств «Азия Авто» до 1 декабря прошлого года, то есть уже в рамках соглашения МИИР с АО «Азия Авто Казахстан». Но так как производитель обязуется до 1 апреля каждого календарного года предоставлять в МИИР сведения о выполнении план-графика реализации этапов соглашения, то эти компании получили фору в 4 месяца для исполнения обязательств, если вести отсчет с 1 декабря прошлого года.
Увы, в апреле, то есть в самый разгар действия режима ЧП, стало очевидным, что АО «Азия Авто» не исполняет обязательства, взятые на себя почти 10 лет назад, теперь уже в рамках заключенного многостороннего соглашения о промсборке моторных транспортных средств. Поэтому чиновники из МИИР в соответствии с соглашением с автопроизводителями направили 11 апреля уведомление в письменной форме АО «Азия Авто» и АО «Азия Авто Казахстан» об устранении в течение месячного срока выявленных нарушений.
Согласно же приказу вице-премьера – министра индустрии и новых технологий от 11 июня 2010 года за № 113 «О некоторых вопросах заключения, условиях и типовой форме Соглашения о промышленной сборке моторных транспортных средств с юридическими лицами – резидентами Республики Казахстан» в случае, если выявленные нарушения не устранены или устранены ненадлежащим образом в месячный срок, то соглашение с предприятиями расторгается и прекращаются предоставляться им преференции.
Естественно, что в таком случае речь о прекращении деятельности нарушителей не идет, о чем и было сказано в пресс-релизе: «Компания АО «Азия Авто» имеет полное право и возможности продолжать производство транспортных средств, а также продолжать строительство завода АО «Азия Авто Казахстан».
Кроме того, Министерство готово рассмотреть возможность заключения соглашения и предоставления преференций вновь после исполнения вышеуказанных обязательств». В МИИР также рекомендовали воздержаться от неконструктивных обсуждений и распространения заведомо недостоверной информации.
На сайте АО «Азия Авто» в рубрике новостей последняя из них по состоянию на конец июня была датирована 5 мая – в ней рассказывалось о волонтерских экипажах группы «БИПЭК Авто – Азия Авто» на 80 новых автомобилях, предоставленных в распоряжение оперативных служб во время режима ЧП. Никаких официальных комментариев в связи с майским решением МИИР о расторжении соглашения с АО «Азия Авто» на сайте компании не появилось. А под недостоверной информацией и неконструктивными обсуждениями, по всей видимости, чиновники имели в виду эмоциональные выступления руководителей компании, распространенные главным образом через интернет-ресурсы.
СОЮЗ СУРОВ, НО ЭТО СОЮЗ
Как бы не критиковали чиновников автопроизводители, отступать МИИР некуда. Ведь упомянутый выше приказ вице-премьера – министра индустрии и новых технологий 10-летней давности появился на свет не по прихоти отечественных бюрократов, а во исполнение решения Высшего Евразийского Экономического Совета (ВЕЭС) от 29 мая 2014 года №72 «Об условиях применения понятия «промышленная сборка моторных транспортных средств» на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства».
Поскольку в состав этого Совета входят главы государств-членов ЕАЭС и Таможенного союза, то МИИР просто обязан исполнять довольно жесткие условия этого решения. Так, им устанавливается предельный срок действия соглашений между уполномоченными органами государств-членов и юридическими лицами этих государств о промышленной сборке моторных транспортных средств – 31 декабря 2020 года.
В течение 90 календарных дней с даты вступления в силу решения соответствующие нормы должны закрепляться в национальном законодательстве. Оговариваются и финансовые санкции за нецелевое использование товаров, ввезенных на единую таможенную территорию Таможенного союза с применением кодов ТН ВЭД ТС для «промышленной сборки», в виде уплаты разницы в пошлинах на такие товары.
Технологические операции по сварке и окраске кузова наряду с достижением уровня локализации производства моторных транспортных средств на территориях государств-членов также фигурируют в решении. Свободно могут обращаться на территориях других государств-членов транспортные средства, произведенные на территории одного из них, при уровне локализации не менее 30 % с даты вступления в силу этого решения, а с 1 июля 2018 года – не менее 50 %.
Казахстану и Беларуси прямо указывается – «обеспечить прекращение заключения новых соглашений в отношении: моторных транспортных средств товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС – после вступления в силу настоящего Решения, за исключением многосторонних соглашений с юридическими лицами, заключившими соглашения до вступления в силу настоящего Решения; моторных транспортных средств товарных позиций 8701, 8702, 8704 и 8705 ТН ВЭД ТС – по истечении 60 календарных дней с даты вступления в силу настоящего Решения».
А на правительства государств-членов – Беларуси, Казахстана и России – возлагается проведение мониторинга выполнения условий применения понятия «промышленная сборка моторных транспортных средств» для автосборочных производств при ввозе товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ТС для «промышленной сборки».
Они также должны ежегодно представлять в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) информацию об итогах мониторинга, о юридических лицах, осуществляющих производство моторных транспортных средств с соблюдением условий применения понятия «промышленная сборка», и о модельном ряде таких автомобилей, соответствующих требованиям, установленных настоящим решением.
Еще в решении оговариваются требования к производственным мощностям по минимальном количеству выпускаемых ежегодно транспортных средств, позволяющим применять понятие «промышленная сборка» и правила расчета среднегодового уровня локализации производства при промсборке.
К чести казахстанских чиновников, они пытались защитить отечественный автопром от столь жестких требований. В 2018 году они предлагали отложить до 2022 года требование ЕЭК по повышению локализации производства и соответствующих ограничений на обращение автомобилей, выпускаемых на предприятиях, не достигших 50 %-ной планки. Причина такого лоббирования интересов казахстанских автопроизводителей была ясна – тогда средний уровень локализации в нашей стране был на уровне в 36,5 %. Для сравнения: в России значение этого показателя на тот момент приближалось к 60 %.
ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Поскольку желаемые изменения в решение ВЕЭС так и не были внесены, то правительство Казахстана по-прежнему обязано исполнять его и отчитываться регулярно в ЕЭК на эту тему. На селекторном заседании правительства под председательством премьер-министра Аскара Мамина, посвященном развитию машиностроения в Казахстане, он напомнил о требовании этого решения по достижению уровня локализации производства моторных транспортных средств не менее 50 %, и поручил взять на контроль исполнение автопроизводителями взятых обязательств. Поэтому если бы в МИИР и закрыли глаза на неисполнение обязательств АО «Азия Авто» по соглашению о промсборке моторных транспортных средств, то на селекторном заседании объясняться по этому поводу пришлось бы не только предпринимателям, но и чиновникам.
Напомнил премьер-министр и о том, что срок службы 70 % казахстанского автопарка значительно превышен, поэтому его обновление путем увеличения местного содержания
позволит загрузить мощности отечественных машиностроительных предприятий, создать новые рабочие места, обеспечить безопасность на производстве и дорогах, улучшить экологию в стране.
А глава МИИР Бейбут Атамкулов, докладывавший на заседании о развитии машиностроения, подчеркнул, что наибольшую динамику роста в этой сфере демонстрирует автомобилестроение. По приведенным министром данным, внутри страны каждый второй новый проданный легковой автомобиль выпущен отечественными производителями, а уровень локализации доведен до 40 %.
Упомянул он и АО «Азия Авто» в числе ключевых предприятий автопрома наряду с «СарыАркаАвтопром», «ХюндайТрансАвто», «КАМАЗ-Инжиниринг», «СемАЗ» и «ДэуБасКазахстан». Это и не удивительно – ведь для государства АО «Азия Авто» выступает в роли первенца в этой отрасли, поскольку автосборочный завод в Усть-Каменогорске появился на свет благодаря правительственному постановлению в ноябре 2000 года. С тех пор этой компании неизменно оказывалась поддержка на самом высоком уровне государственной власти нашей страны.
По данным, приведенным министром, автопром быстро развивается, что выглядит впечатляющим результатом на фоне потерь национальной экономики в условиях режима ЧП и пандемии коронавируса – за 5 месяцев текущего года выпуск автомобилей вырос на 47 %. О динамичном развитии отечественного автомобилестроения говорилось и на отчетной встрече министра перед населением, прошедшей в начале июня.
Так что позиция правительства по отношению к развитию казахстанского автопрома вполне ясна, как и ближайшие перспективы его развития в условиях общей политики государств-членов ЕАЭС и Таможенного союза в этой сфере. Теперь шар на стороне отечественных производителей, работающих в условиях высокой конкуренции на этом рынке – ведь даже для того, чтобы оставаться на месте, в этой отрасли нужно очень быстро бежать!
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
https://kazvedomosti.kz/article/kart-blansh-pravitelstva-zavodu-aziya-avto-ischerpan/