Дэвид Войнарович (David Wojnarowicz) — польско-американский художник, который говорил, что искусство помогло ему не закончить жизнь в тюрьме. Он считал, что сделать гнев публичным — отчасти освободиться от него. Многие друзья Войнаровича умерли из-за СПИДа, и он сам ушел из-за болезни в 37 лет. Его работы — об этом. Гомофобия, американская мечта, презрение, страх к зараженным ВИЧ, равнодушие правительства. Темы художника, выраженные через активизм, его протест.
Одна из видеоработ Войнаровича «Веаutiful people» ( «Прекрасные люди») была снята в 1988 году. Красивый мужчина красит глаза и ногти, надевает колготки и женское платье — съемка в ч/б. Парик неизвестного цвета, чемоданчик, в который он собирает игрушки, дорогие ему фигурки. Он ловит такси и едет в лес, к озеру. Как только мужчина дотрагивается до воды, съемка становится цветной. На нем синий парик, красное платье, на руках — красные перчатки, украшения. Он заходит в воду, медленно опускается и исчезает под ней. За кадром кто-то повторяет: «become a woman, run away, change my name» ( «стань женщиной, исчезни, измени мое имя») .
Beautiful people — его друзья и близкие, которые умирали из-за СПИДа. Фотографы, художники, активисты, не сумевшие убедить правительство, общество в необходимости гласности, просвещения и качественной медицинской помощи.
В 1981 году в эпидемиологическом сборнике Morbidity and Mortality Weekly Report (MMWR) появилась статья, в которой говорилось о СПИДе в США. Болезнь носила название Gay-related immune deficiency. Значительная часть ее носителей, мужчин, которые тогда попали во внимание американского Центра по контролю и профилактике болезней, были гомосексуалами.
В книге «Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества» британская писательница Оливия Лэнг пишет, что с 1981 по 1996 год в Нью-Йорке от СПИДа умерли 66 тысяч человек. Среди них — мужчины-геи, которые умирали в изоляции, жертвы стигматизации. Болезнь воспринималась как «наказание за распущенность».
Друг Войнаровича фотограф Питер Худжар умер от СПИДа в 1987 году. Через некоторое время бойфренд художника Том Рауфенбарт узнал о диагнозе ВИЧ, а затем и сам Войнарович, который умер от этой болезни через пять лет, 22 июля 1992 года. Искусство для Дэвида Войнаровича — способ выразить гнев. В статье, опубликованной The New York Times Magazine и переведенной Кристиной Смолвуд для Spid.center, приводится более полный вариант этого высказывания. Войнарович объяснил репортеру, что без искусства, в котором он находил возможность решить свою потребность в коммуникации, он бы закончил жизнь «сидя на крыше водонапорной башни с ружьем».
В 1990-м году Войнарович создал работу «Однажды этот ребенок», разместив в центре листа бумаги свою детскую фотографию. Фрагменты текста справа и слева от нее: «Однажды этот ребенок сделает что-то такое, что заставит людей в одеждах священников и раввинов, людей, заседающих в каменных зданиях, требовать его смерти... Однажды политики примут закон против этого ребенка...», текст заканчивается словами о том, из-за чего общество отвергнет этого ребенка: он захочет «прижаться голым телом к телу другого парня». Этот коллаж был создан уже после того, как Войнаровичу поставили диагноз. Однако в ней не упоминается СПИД, но говорится о том, что болезнь усилила проблему отношения к таким людям, как он, «бросовым мальчикам».
В марте 1987 года в Нью-Йорке драматург и активист Ларри Крамер создал Коалицию сопротивления СПИД-у «Действуй» (ACTUP), которая добивалась лучшего отношения к больным СПИДом, лучших условий для них. Дэвид Войнарович посещал встречи и участвовал во многих ее акциях. Лэнг упоминает документальный фильм об ACTUP, где есть кадр с Войнаровичем, стоящим в пиджаке, на спине которого был розовый треугольник с надписью: «Если я умру от СПИДа — никаких похорон, бросьте мое тело на ступенях перед FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов)». Дэвид Войнарович перешел к активизму и открытому протесту.
Музей Уитни представил ретроспективу его работ под названием «David Wojnarovicz: history keeps me awake at night» в июле 2018 года. Несколько фотографий, которые там можно было увидеть — о Питере Худжаре. Когда он закрыл глаза в больничной палате 26 ноября 1987 года, Войнарович снял тело своего друга, сделал 23 фотографии. Лэнг пишет, что поминки самого Дэвида Войнаровича прошли как политический протест, сотни людей шли за транспарантом: «Дэвид Войнарович 1954-1992 умер от СПИД-а из-за безразличия властей».
Болезнь, которая привела к изоляции многих людей его круга и стала причиной смерти его близких, обострила работы Войнаровича. Он стремился осмыслить то, что лежит в основе этого отношения, и через визуальные работы будто пестовал, пытался сохранить то, что связывало их друг с другом. Болезнь делала их изгоями, «исключенными» людьми, Войнарович говорил, что это общество больно равнодушием. Политические акции, в которых он стал участвовать после смерти Худжара — борьба с ним.
Текст: Анна Гилева
Редактор: Лиза Александрова
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.