1. Похороните меня за плинтусом.
Автобиографическая повесть Павла Санаева, написанная в 1994 году на основе его детских воспоминаний, когда он девять лет (с двух до одиннадцати лет) прожил в семье своего деда, известного советского актёра Всеволода Санаева и его жены Лидии. Повесть Санаев посвятил своему отчиму Ролану Быкову. Начала пользоваться огромной популярностью после кино экранизации.
Повесть о девятилетнем мальчике Саше Савельеве, который живёт у бабушки с дедушкой, потому что бабушка не доверяет воспитание ребёнка своей дочери. Она ненавидит и осуждает «беспутную» дочь, нашедшую нового мужа:
«Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырёх лет и вишу».
Её жестокая «любовь» к внуку произрастает из желания иметь послушную и безответную живую куклу, которую можно опекать, лечить и наказывать. Эта «самоотверженная» забота помогает ей ощущать собственную значимость и острее упиваться собственным «страданием», причиняемым лживыми, чёрствыми и неблагодарными окружающими (включая мальчика). Не меньше достаётся и её мужу, дедушке главного героя, которого она ежедневно оскорбляет и всё время говорит, как сильно он ей испортил жизнь, не брезгуя при этом и матерной бранью. Саша Савельев плохо поддаётся этой обработке сознания и пытается вырваться из-под пресса домашней тирании. Прототипами персонажей являются реальные люди.
Сюжет фильма в целом совпадает с сюжетом повести. Действия картины лишь сжаты во времени и охватывают два дня. Восьмилетний Саша Савельев живёт с бабушкой и актёром-дедушкой. Мальчика не отдают маме. Бабушка воспитывает и заботится о часто болеющем внуке с безумной любовью, которая постепенно превращается в настоящую тиранию.
2. Война Анны
Новая лента Алексея Федорченко («Овсянки», «Ангелы революции») уже получила восторженные отзывы европейских зрителей на кинофестивале в Роттердаме. Наша публика тоже не осталась равнодушной.
Сюжет фильма разворачивается во время Великой Отечественной войны и рассказывает историю о двухлетнем выживании девочки Ани в камине дома после того, как её семью расстреляли нацисты.
Игру восьмилетней дебютантки Марты Козловой на фестивале назвали настоящим откровением и наградили специальным дипломом жюри «За создание пронзительного образа войны глазами ребёнка». Да и сам фильм, благодаря своей камерности, оказался положительно непохож на традиционно пафосные ленты на военную тематику.
Когда война докатилась до села Анны, девочке довелось стать свидетельницей зверств фашистов. Каратели согнали несколько десятков человек, среди которых оказалась и маленькая героиня, и расстреляли их. Но мать закрыла дочку от пуль своим телом. Ане удалось выбрать из-под трупов. Она нашла убежище в одном из сельских зданий, превращенном немцами в комендатуру.
В доме находился камин, которым много лет не пользовались. Именно в нем девочка пряталась до прихода частей Советской армии. Ей пришлось проявлять недетскую смекалку и изобретательность, чтобы не попасться на глаза оккупантам. Постоянные голод и страх она заглушала с помощью воспоминаний о мирном времени, родителях. Картины прошлого сберегли Анну от сумасшествия. А еще она обрела настоящего друга, спасавшего на протяжении всего «каминного плена» от одиночества.
Страшное испытание удалось бы пройти не каждому взрослому, но ребенок, видевший как умирала мама, и у которого завоеватели украли детство, сохранил в себе человеческое достоинство. Правда, повзрослеть ему пришлось в считанные дни. И Аня вела собственную войну с представителями «высшей расы», выиграв ее задолго до капитуляции нацистской Германии.