Затронем сегодня щепетильную для пилотов тему. Каждый авиапроизводитель сам решает, как пилоты должны управлять различными отклоняемыми поверхностями: рулем высоты, направления и элеронами. В зависимости от типа воздушного судна, его предназначения, скоростей полета и прочее прочее конструкторы выбирают одну из основных схем взаимосвязи элементов управления и органов управления: механическая проводка (тяговая или тросовая), гидравлическая и электродистанционная, т.е. сигнал через компьютер отправляется на гидравлический актуатор, который отклоняет поверхность. Если с рулём направления всё более-менее просто, им управляют педалями, которые практически не меняются десятилетиями, то со штурвалом немного сложнее.
Ещё на заре авиации был популярным вариант штурвальной колонки и «баранкой» на ней, как руль в автомобиле. Тогда об эргономике никто не задумывался. Однако, по мере развития авиации, например, истребительной, в центр штурвала стали ставить гашетки пулемётов. А чтобы большим пальцем можно было дотянуться до них, руль сплющили с боков. Пример И-16.
Дальше - больше. На Messerschmitt Me-109 и на Як-3 отказались от штурвалов в пользу ручки управления. Эта самая ручка дожила до нынешних дней, обрастая множеством кнопок, выключателей и гашеток.
Иногда конструкторы экспериментируют с различными формами, что приводит к появлению косой ручки, как в самолёте Вильга - 35. Как всегда есть исключения - F16 и F22, где установлена боковая ручка, сайдстик.
По другому пути пошла гражданская авиация и транспортная. Классическим вариантом штурвала стали «рога», стоявшие и на Ан-2, и на Boeing -787.
Вообще, противостояние Boeing и Airbus прослеживается везде, где только можно. И выбор органа управления в пользу штурвала у Boeing регулярно противопоставляется Airbus’у с его сайдстиком.
Причём, пилоты чаще говорят именно разнице между системами управления (гидравлической и электродистанционной). У боингистов есть любимая фраза «лучше дёргать быка не за ...уй, а за рога». Однако, эргономическое преимущество боковой ручки обычно не оспаривается. Рука спокойно лежит на подлокотнике, а отклонения сайдстика выполняются минимальными и простыми движениями запястья. Единственным серьезным недочётом сайдстика является отсутствие обратной связи на сайдстике другого пилота. Т.е. рука одного пилота не чувствует, что делает рука другого. Эта особенность присуща всем самолетам Airbus с ЭДСУ, а также Суперджету. А вот на Gulfstream G600 и МС-21 уже стоят сайдстики с обратной связью.
А ещё был интересный самолёт с названием Ту-204. Так вот на нем был комбинированный вариант - ЭДСУ со штурвалом с обратной связью.
Полетав на различной технике могу сказать, что лично мне удобнее управлять сайдстиком.
Ну и в качестве заключения пара видео, как справляются боингисты и эйрбасники в условиях посадки с боковым ветром.
1. Boeing 737 Видео из открытых источников
2. Airbus A320 Видео из открытых источников
Благодарю за внимание