"Никогда не езди в Турцию!" - напутствовал меня греческий друг на прощанье пять лет назад, и я действительно впоследствии предпочла вернуться в Афины. Происходящее ныне "возрождение" Османской империи вызывает сопротивление у всех, кто помнит многовековое иго. Последний жест турецкой фемиды по превращению собора Св. Софии из музея в мечеть вызывает закономерный протест христиан во всем мире, причем не только православных - именно в этом соборе свершилось разделение церквей, поэтому он дорог всем христианским конфессиям. Однако многовековая история собора действительно сложная и запутанная, поэтому сами турки преспокойно утверждают о торжестве справедливости, позволившим музею стать "снова" мечетью. Как бы то ни было, это внутреннее дело Турции - и повлиять на политические амбиции никто не сможет, остается только вскрыть некоторые противоречия.
Эрдоган резонно возразил на протесты греков, что в Афинах нет ни одной мечети, несмотря на проживающих там мусульман, тогда как в Стамбуле имеются христианские церкви, и спрашивается, где больше демократии? Родине демократии не совсем нечего было бы возразить, ведь Эрдогану не случайно не хочется вспоминать об участи единственной крупной мечети в самом центре Афин, которая ныне тоже считается музеем. Если бы греки решились на абсолютно симметричный жест вернуть музею именно предыдущий статус, то там открылась бы не мечеть, а... тюрьма. Именно в таком качестве греки использовали святое место сверженных завоевателей. Впрочем, три года назад уже открылась мечеть Фетхие, расположенная на Римской агоре недалеко от Акрополя, как помещение для выставки, посвященной... римскому императору Адриану. А теперь и вовсе предлагают сделать в доме Ататюрка в Салониках музей геноцида. И все же Эрдоган не прав, ибо новая мечеть строится в пригороде Афин.
Обратите внимание на очередной асимметричный ход греков, которые превратили мечеть в выставку римского искусства. Это своеобразная компенсаторика исторической памяти, ведь установление христианства в Греции тоже происходило отнюдь не на пустом месте в ровном поле. Так, посещая православные церкви и монастыри, часто можно заметить, что они стоят либо на фундаментах разрушенных античных храмов, либо сохраняют какую-то атрибутику в качестве архитектурных украшений. Наверное, самое сильное впечатление произвел на меня лучше всего сохранившийся прекрасных храм Аполлона в Коринфе с устремленными в небо мраморными колоннами, на территории которого также тщательно сохраняется место проповеди апостола Павла коринфянам. Победителей не судят, и христиане вели себя по отношению к предыдущей религии едва ли более гуманно, чем к ним появившийся исторически позже ислам.
Конечно, жалко ранее замазанные штукатуркой фрески в соборе Святой Софии, которые теперь тоже снимут или завесят, поскольку изображений людей не может быть в мечети. Но ведь "ради величественной церкви разбирали античные святилища, а фрагменты колонн храма Артемиды Эфесской поныне можно разглядеть в стенах Айя-Софии" (РИА Новости). Разумеется, о чувствах верующих язычников никто тогда не беспокоился.
РПЦ уже ясно высказалась по поводу значимости собора для русских верующих, ведь именно в Константинополе князь Владимир проникся духом христианства и крестил Русь. Остается только напомнить, как вместе с тем порушили славянские капища и посносили идолы Перунов и прочих исконных богов, которых мы теперь с трудом представляем лишь по реконструкциям. И никто не станет говорить, якобы это "варварство" по отношению к русской культуре. А ведь Эрдоган делает нечто подобное - победившая религия ислам доселе торжествует в Турции, независимо от исконной принадлежности тех или иных архитектурных сооружений, даже если ранее собор был христианским. Напомню, славяно-арийские веды, восстановленные или сочиненные любителями древней литературы, в России и вовсе внесены в список экстремистских книг и запрещены (по научным экспертизам, данные тексты являются подделками). И как вы предлагаете распутывать сей клубок противоречий без лишней крови?
На самом деле, ответ прост - это внутренняя политика каждой страны, и лишь законы государства определяют статус того или иного объекта.
Автор стоит исключительно на научных религиоведческих позициях, будучи философом-антиковедом с дипломом по Аристотелю.
Детальные наставления по духовным практикам в разных традициях можно получить на моих онлайн консультациях по философии >>>