"Икота, икота, иди на Федота, с Федота - на Якова, с Якова- на всякого" - эта полушуточная рифмовка знакома нам с детства. Но знаете ли вы, что скрывается за этими с виду безобидными словами? Что, если я скажу вам, что эта потешка на самом деле - один из заговоров против странной, опасной и очень необычной болезни?
Болезнь эта называется икоткой. Живёт икотка в деревнях и сёлах Русского Севера, и совсем ещё недавно (каких-нибудь 50-70 лет назад) была распространена в этих краях необыкновенно.
Что же представляет из себя эта болезнь?
Начинается всё с безобидной зевоты и спонтанно возникающих приступов икоты. Дальше - больше. Человек периодически теряет контроль над собой, и из его уст вырываются громкие крики, рычание, мычание, отдельные слова и даже крепкие "матюки". В некоторых случаях болезнь развивается настолько, что икотка начинает выходить на связь с окружающим миром и разговаривать устами своего носителя.
Да-да, вы не ослышались. В народе верят, что икотка - это сущность, которую колдуны-икотники выращивают как плесень на киснущих продуктах и потом "подсаживают" выбранной жертве. Ничего не подозревающий человек может получить икотку, просто выпив стакан "порченого" кваса.
Икотка поселяется в теле своего хозяина (чаще всего женщины) и начинает "проказничать". Какие это могут быть проказы? Например, в неподходящий момент икотка начинает кричать благим матом или бранить окружающих, ставя в крайне неловкое положение несчастного больного. Кстати, все разговорчивые икотки имеют свои имена (как мужские, так и женские), иногда вступают в осмысленную беседу с окружающими и в общем ведут себя почти как самостоятельные личности.
Первые задокументированные упоминания об икотке появились в конце восемнадцатого века. С той поры икотка прочно поселилась в этих глухих местах. "Эпидемии" икотки за последующие двести лет достигали удивительных масштабов: зачастую болели целыми деревнями и сёлами. Несчастные женщины мычали, икали, ругались и кричали, а их не менее несчастные мужья устраивали облавы на колдунов-икотников, которые, по их мнению, наводили порчу на их бедных жён.
Время шло, менялась наша страна, но по-прежнему икали и страдали северные жёнки. Теперь уже советская власть присылала лучших специалистов, которые ставили разнообразные диагнозы (от психического расстройства и нехватки кислорода до вялотекущей шизофрении), но по существу помочь ничем не могли. Не поддавалась икотка ни классическому, ни нетрадиционному лечению. Так и жили несчастные икотники (так называют не только колдунов, но и их жертв), смиряясь со своей судьбой.
Впрочем, были способы отвадить от себя икотку. На Севере все знали - икотка не выносит громкого шума, крепкого алкоголя и белого вина, не любит красный цвет, боится молитв. Все эти средства шли в ход, чтобы отпугнуть икотку до того, как она вселится в человека. Ведь если икотка обжилась в чьём-нибудь чреве, выпроводить её оттуда почти невозможно. Но и тут люди не опускали руки. В ход шли отпаивание заговорённой водой, запугивание икотки (а значит, и её носителя), голодание, вымораживание... Иногда эти методы имели успех, и счастливый, но запуганный, голодный и замёрзший человек освобождался от тяжёлого недуга.
Существовал один надёжный, но жестокий способ избавиться от икотки. Её нужно было передать другому человеку. Вот откуда и пошли эти кажущиеся теперь забавными слова "икота-икота, перейди на Федота..." Но далеко не каждый мог это проделать - ведь подсадить икотку по силам лишь действительно злому и готовому на всё человеку.
Во второй половине XX века икотка стала постепенно угасать. Но и сейчас ещё можно найти в глухих поселениях Севера несчастных бабушек-икотниц, последних из заражённых этим таинственным, так и неразгаданным недугом.