Другие статьи этой серии:
В поисках острова Буян. Борисфен.
Продолжая путешествовать в поисках острова Буян, сложно пройти мимо гипотезы, гласящей, что Буян — это Крым. Правда несколько настораживает то, что принадлежит она известным своими экстравагантными «открытиями» авторам Носовскому и Фоменко (далее Авторам), но ладно, посмотрим...
Гипотеза эта высказана в книге «КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ. СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК, ОСТРОВ БУЯН И КРЫМ». Бог бы с ним с Соловушкой, но вот про Буян интересно, тем более, что Авторы еще и Аркону с Дельфами «зацепили». В прошлой публикации, которая называется "КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ: Дева Мария, богиня Прия, Георгий Победоносец и «новая хронология», я начал разбирать шестую главу из этой книги, она как раз касается острова Буян, но все в одну статью не поместилось так что продолжаю:
Глава 6 «ИЗВЕСТНЫЙ ОСТРОВ БУЯН РУССКИХ БЫЛИН СО СВЯТИЛИЩЕМ ДЕВСТВЕННОЙ БОГИНИ ВАНЫ-ПРИИ — ЭТО ПОЛУОСТРОВ-ОСТРОВ КРЫМ со ЗНАМЕНИТЫМ АНТИЧНЫМ ДЕЛЬФИЙСКИМ ОРАКУЛОМ, ТО ЕСТЬ СВЯТИЛИЩЕМ ДЕВЫ МАРИИ НА КРЫМСКОМ МЫСЕ ФИОЛЕНТ. ЗДЕСЬ РОДИЛСЯ АНДРОНИК-ХРИСТОС»
1. Остров Буян в русских былинах, сказаниях, преданиях, заговорах
«Историки неоднократно пытались «найти Буян». Однако, до сих пор все попытки кончились, в общем-то, ничем. Предлагали, например, остров Рюген или остров Готланд в Балтийском море, или Березань — на Черном, или даже далекий от Руси остров Шри-Ланку. Были и другие идеи, столь же необоснованные...» - насчет «необоснованных» это еще вопрос, посмотрим, как Авторы смогли доказать жизнеспособность своей идеи.
Далее, идет пространная цитата на три с половиной страницы из статьи Е. Дмитриевой в «Науке и жизни» «Где искать остров Буян?». Мне тоже приходилось читать эту статью и могу смело сказать, что ее нельзя назвать серьезным исследованием. Это «дежурная» научно-популярная заметка, рассказывающая о том, что был когда-то такой остров Буян, по сути, пересказ отрывков чужих научных статей, основанных на работах одного из первых исследователей славянского фольклора А.Н. Афанасьева. Его работы, «Поэтические воззрения славян на природу» и «Языческие предания об острове Буяне», являются одними их первых серьезных попыток исследования русских народных сказаний и до сих пор одни, из наиболее интересных и авторитетных, современные исследования русских легенд и мифов, как правило, основаны на его работах. Афанасьев встречался с живыми сказителями и застал традицию устных пересказов. Логично было бы, говоря об острове Буяне, обратиться к первоисточнику, которым является работа Афанасьева, но нет, так нет...
«Богиня Прия назначила остров Руйный или Буян главной святыней народа и основала город Аркона — славянские Дельфы. Оказывается, это — полуостров- остров Крым, город Херсонес-Корсунь и знаменитое святилище Девы на мысе Фиолент»
«3.1. Рассказ русских былин о богине Прие и острове Буяне»
Знакомое имя «Прия», неужели опять из сборника «Русские народные былины»? Изучив предлагаемые Авторами к рассмотрению стихи, мы понимаем что да из этого сборника но уже из другого стихотворения, которое называется «Песнь 3-я ВОЙНА АСОВ С ВАНАМИ». Однако, как мы выяснили еще в прошлой статье, сборник «Русские народные былины» является художественным произведением XIX века за авторством А. В. Тимофеева, и основанием для каких либо выводов относительно исторических событий, быть не может. (Подробнее об этом здесь). Тем не менее, давайте посмотрим на выводы, сделанные Авторами.
«...Эта былина поразительна. Совершенно четко сказано следующее.
Богиня Прия-Вана (то есть Богородица) назначила большой остров в бурном море главной святыней Славянской земли...»
Увы, это ссылка на вышеупомянутое стихотворение Тимофеева, который об Арконе знал из «Славянских хроник» Гельмольда или «Деяний данов» Саксона Грамматика.
«...На острове был создан город Аркона и воздвигнут храм во имя бога Святовита, то есть Святого Бога (так именовали Христа)...»
Для отождествления языческого бога Святовита с Христом, персонажем совсем другой религиозной системы, нет никаких предпосылок, впрочем, никаких доказательств Авторы не приводят.
«В результате возникло святилище, жрецы которого, именем Святого Бога правили страной и народами. Прежде чем зачать войну, заключить мир и т.п., правители и народы должны были спросить волю Святого Бога, которую озвучивали жрецы святилища. Сюда приезжали послы других стран, везли приношения, шли толпы верующих».
Нечто подобное, хотя и в меньших масштабах, описано у Саксона Грамматика в «Деяниях данов». Скорее всего, оттуда описание Арконы и храма Святовита перекочевало сначала в стихи Тимофеева, а затем из них в книгу Авторов. Вот что написано про Буян в стихах Тимофеева:
... Едва ли в то время
Народ в отдаленных местах не смешал
Святой этот остров с тем Вырием древним
Или Буян-островом, что он знавал
На светлом Востоке...
Как хотите, но смысл здесь совсем другой, я бы сказал противоположный. Говорится о величии славянской святыни и о том, что восхищенный народ мог в своих рассказах объединить Руян и когда-то в древности, увиденный Ирий, он же Вырий, он же Буян (согласно Афанасьеву). То есть, ни о каком совпадении острова, на котором стоял храм Святовита с Буяном, речь не идет.
«Название этого священного острова было: Руйный или БУЯН».
...И самый тот остров звался тогда
Руйным Или светозарным...
«Руйным» остров назван в тексте всего один раз и то, как поэтическое сравнение.
«Город Аркона, столица и святилище названы в русской былине «Славянскими ДЕЛЬФАМИ». Напомним, что в «античности» был знаменит Дельфийский Оракул в городе Дельфы, якобы в Греции».
...Аркона была
Славянскими Дельфами, высшей святыней.
Ее окружала священная мгла
Древнейших преданий; ее бог чудесный
Был богом верховным славянской земли...
Опять имеем дело с поэтическим приемом, поэт XIX века сравнивает святилище Святовита с древними и широко известными всему миру Дельфами, чтобы показать величие славянской святыни, про их отождествление речь понятно не идет.
ВЫВОД Авторов. «Знаменитый былинный остров Буян (Руйный) — это полуостров-остров Крым. Напомним» что в эпоху османов (а возможно и ранее) через перешеек Перекоп был прорыт водный канал» соединивший Азовское море с Черным. При Романовых его засыпали. См. главу 2. Следовательно, по крайней мере, в османскую эпоху Крым был ОСТРОВОМ в самом настоящем смысле этого слова».
Вывод читателя (в данном случае мой):
1. Остров Буян не имеет никакого отношения к Крыму, потому что доказать их идентичность Авторы не смогли, то же касается Арконы.
2. Ров, как фортификационный прием, использовался с древнейших времен многократно, но НИКОГДА его использование не превращало часть суши, отделенную с его помощью от «большой земли», в ОСТРОВ. Следовательно, утверждение Авторов об ОСТРОВЕ Крым является их фантазией, ничем не подтвержденной в реальности.
На этом можно было бы, и закончить, но еще несколько слов про любимые мною Дельфы.
«Сегодня знаменитые Дельфы помещают на территорию современной Греции. При этом указывают на развалины некоего амфитеатра, а также на кое-какие другие остатки... Историки выбрали безымянные руины какого-то небольшого средневекового города и голословно объявили их «теми самыми летописными Дельфами...».
Подобную ахинею может написать только человек, никогда в настоящих Дельфах, тех, что в Греции, не бывавший. Огромный храмовый комплекс времен античности очень трудно спутать с «...безымянные руины какого-то небольшого средневекового города...». Тем более, что все далеко не безымянное и подтверждено документами и находками археологов, в разных частях света. Кроме того, вокруг Дельфийского Храма во множестве находятся остатки древней инфраструктуры, «заточенной» на обслуживание святилища. Чем же наши Авторы могут подтвердить свою теорию? Про ссылку на былины уже слышали, оказалось ошибка. Что еще?
Удивительно, но после вышеприведённого высказывания про ««безымянные руины», практически ничего по делу. Не считать же таковыми пассаж на тему «омфала» и ничем не подтверждённое высказывание на тему того, что «...ранее «Грецией» именовали весь христианский мир: Греция — это вариант имени Хрис, Христос...». Поэтому, с новаторской концепцией Авторов гласящей: «...Мария Богородица, она же богиня Прия-Вана, основала на мысе Фиолент святилище в честь Христа. Центром поклонения была пещерная церковь Рождества Христова на Фиоленте, существующая до сих пор. Святилище именовали также Дельфами. Поэтому, скорее всего, город АРКОНА, основанный Прией-Марией, это КОРСУНЬ- ХЕРСОНЕС (ныне это район Севастополя). Рядом с которым и расположен мыс Фиолент (то есть Дельфы)...».
...можно благополучно распрощаться, доказать ее они не смогли, только чем дальше, тем больше нелепостей собирали в кучу, например:
«В старинном путеводителе сказано: «Отец истории Геродот... подробно описывает обитателей Крыма: скифов и тавров. .. (Они — Авт.) поклонялись деве-богине, и застигнутых бурей мореходцев на мысе Партениум закалывали пред лицом богини, и трепещущее тело со скалы сбрасывали в море...»
Забавное, наверное, занятие изучать историю по путеводителям, пусть даже и старинным!
«...Внимательный осмотр Фиолента и его окрестностей показал нам, что, вероятно, одно из самых подходящих обрывистых мест для сбрасывания жертв, — это гребень и вершина скалы над Гротом Дианы...»
А почему Фиолента, в Крыму больше «подходящих обрывистых мест для сбрасывания жертв» не найти? Опять бездоказательное утверждение, ведь сами Авторы далее констатируют: «...сегодня никаких следов старинных жертвенников или чего-то подобного здесь нет...»
«...Как на острове Буяне, в святилище Святовита и Прии, так и в античных Дельфах, совершались жертвоприношения и предсказания. На Буяне ими руководила Прия, а в Дельфах — жрица Пифия...»
Откуда про Прию, неужели опять из стихов XIX века, так даже в них Прия-Вана (по версии авторов) с храмом Святовита никак не связана,«жертвоприношения и предсказания» практиковались практически во всех языческих храмах, Дельфы были просто очень «распиарены». Кстати, Пифия в Дельфах ничем не руководила, тем более жертвоприношениями, для этого существовали жрецы. Пифия просто вещала, надышавшись всякой токсичной гадости, а толковали ее полу бессвязный бред и договаривались с «заказчиком» опять же жрецы.
«...Все это — отражения священнодействий в Южном Крыму, на мысе Фиолент, в храме Дианы-Девы (согласно античным авторам)...». Античные авторы не при чем, чуть выше Авторы ссылаются на некий безымянный путеводитель, где упоминается про жертвоприношения скифов и мыс Партениум, чья тождественность мысу Фиолент ничем не доказана.
В шестой главе книги много еще всякого такого, что, по мнению Авторов, подтверждает их теории. Досталось даже бедному Пушкину. Его, почему-то вообще все любят приплетать к истории с островом Буян. Знал бы он заранее, не стал бы «Сказку о царе Салтане писать». Но об этом, возможно, в следующий раз. Для желающих, как и в прошлый раз, отрывок стихотворения из сборника «Русские народные былины»
ПРИЛОЖЕНИЕ:
А.В. Тимофеев
Песнь 3-я
ВОЙНА АСОВ С ВАНАМИ
Где ты, о мир древних времен?
Где дух богатырский, где он?
Все скрылось, промчалось... Куда?
Исчезнуло, - нет и следа.
Бегут дни за днями,
Века за веками;
А с ними и мир наш идет,
Идет, и с собой всех ведет;
А что там осталось вдали,
То сами же люди смели.
"Как день за днем, будто дождь дождит,
Неделя за неделей, как трава растет,
А год за годом, как река бежит".
Наш мир настоящий навеки от нас
Закрыл тот мир прежний. Слои новых красок
Покрыли собою уж несколько раз
Широкую кисть и блестящие краски
Картин тех поблекших, а мир наш живой
Давно затоптал след людей тех минувших.
Давно опустится мрак ночи глухой
На мир этот мертвый, безмолвный, отживший;
Едва видный очерк теней гробовых,
Туманных чертогов, людей-исполинов,
Таинственных капищ и чудищ ночных,
Встает перед ними из этого мрака.
Ничто не связует с их жизнию нас;
Давно мир усопший их - стал для нас чуждым;
Все там теперь призрак, и мертвый их глас
Не в силах проникнуть в мир этот живущих.
При всем том, меж нами есть чудная связь,
Сродство родовое, союз задушевный, -
И мы в союз этот вступаем, родясь...
Но главной святыней славянской земли,
Верховной святыней народною, Вана
Назначила остров пустынный, вдали
От твердой земли, в волнах бурного моря.
В местах этих диких, но милых богам,
Она основала святую Аркону,
И в городе этом воздвигнула храм,
Во имя владыки страны, Святовита.
Его славный идол воздвигла она
По образу Вишну, древнейшего Индры,
Как нам представляет его старина,
Лицом на четыре страны главных света.
Как высший владыка стихий, он имел
Четыре отдельных главы; но держал он
В руке не меч бранный, - его меч висел
С седлом и уздою особо; держал он
Большой златой рог, образ дивных даров,
Что каждое лето дает он вселенной.
Так дух земдеделья позднейших веков
Успел изменить и его первообраз;
Но он почитался все тем же творцом
Людей и вселенной, защитником края,
Решителем браней, предвечным отцом
Богов вековечных. То был царь небесный,
Земной и подземный; от блеска его
И самый тот остров звался тогда
Руйным Или светозарным. Но выше всего
Считались в народе его прорицанья.
Ему посвящен был в славянских землях,
Как древнему Свалу у скифов, конь белый.
Священные кони гуляли в лугах;
Чрез них совершались жрецами гаданья.
Воинственный бог сей, как древний Арей
Иль грозный Один, имел также дружину;
Ее составляли сто лучших мужей,
Во всякое время готовых к походу.
Божественный идол его жил в стенах
Священного храма; но бог сам являлся
Глубокою ночью в различных концах
Славянской земли, и разил невидимо
Ее супостатов; с явлением дня
Жрецы обмывали пред темным народом,
Покрытого пылью и пеной коня,
И мир громко славил великого бога,
Сюда, изо всех мест славянской земли,
Текли приношенья. Жрецы Святовита
Так были богаты, что делать могли
Пособья другим, а в голодное время,
Кормили весь край.
Здесь славянский народ
Пред осенью праздновал празднество жатвы;
В те дни Святовит предвещал каждый год
Обилье иль голод в грядущее лето.
Священный сей остров был долго средой
Земли всей славянской; сюда приезжали
Из всех мест послы, непрерывной толпой
Стекались поклонники, ехали грузы
Святых приношений. Отсель истекал
Дух яростный брани и мир благодатный;
Здесь жрец Святовита бесспорно решал
Народные распри, судьбу и движенье
Племен всех славянских. Аркона была
Славянскими Дельфами, высшей святыней.
Ее окружала священная мгла
Древнейших преданий; ее бог чудесный
Был богом верховным славянской земли,
От Белого моря до бурного Понта,
От Волги до Лабы. Князья не могли,
Ни самый народ их, ни заключать мира,
Ни двинуть полки, не спросивши его
Божественной воли; сам князь страны
Руиной Не смел без него предпринять ничего,
Ни дать повеленья. Кумир Святовита
Казался державным царем иль главой
Славянского мира, со властью духовной
Верховного бога и властью земной
Жрецов его вещих. Едва ли в то время
Народ в отдаленных местах не смешал
Святой этот остров с тем Вырием древним
Или Буян-островом, что он знавал
На светлом Востоке. И здесь, в это время,
Жил также Сварожич, глава всех богов,
Как там окруженный родными богами;
И здесь совершались до поздних веков
Вещба и гаданья, жрецы раздавали
Недолю и долю. Сюда забегал
Почти каждым утром Даждь-бог лучезарный,
Бог-красное Солнце, и жарко лобзал
Пророчицу Вану в златое оконце;
И здесь так же точно жила старина,
Лежал горюч камень, на нем восседала
Заря царь-девица; сшивала она
Кровавые раны, а в ней была скрыта
Могучая сила, и шла от нее
Та сила могучая в чистое поле,
И в лес, и в луга, и на все бытие
В скот-милый живот и на весь мир народный.
И здесь цвели также сады зеленые,
Росли моложавые яблоки,
Струился источник живой воды;
Румяная Лада-зорюшка
Каждый день перед вечером
Обмывала в морских волнах
Свет красное-Солнышко.
Подобно Веледе и многим другим
Вещицам славянским, и вещая Вана
Жила также в башне. Богам их святым
Издревле места посвящались глухие.
И кто же в последствьи Веледой слыла,
Когда не она же, чудесная Вана?..
Она в край впервые с собой привела
И первых жрецов, и священных гадальщиц.
Ей нравилась сень первобытных лесов;
Любила скрываться она в бор священный,
Где, в листве широкой столетних дубов
И буков тенистых, беседовал с нею
Ее бог незримый. Отсюда она
Вещала его повеленья народу,
Когда ж начиналась в стране их война,
Она выносила его стяг священный,
Святую станицу, что в мирные дни
Стояла во храме.
Бог светлый Руянцев;
Был бог и победы. Жрецы лишь одни
Могли одобрять иль хулить предприятье;
За то и имел он в добыче страны
Главнейшую долю.
Когда ж умолкали
Далекие громы кровавой войны,
Чудесная Вана любила шум празднеств,
Веселые клики народных пиров;
Любила при этом воинские игры,
Борьбу, бой кулачный искусных бойцов,
Метанье камней и стрелянье из лука;
Священное пламя горящих костров,
Текущую кровь обреченной ей жертвы,
Подблюдные песни, во славу богов
И честного хлеба, знакомый ей говор
Различных наречий славянских племен,
Священную пляску родных хороводов, -
Заветный остаток древнейших времен...