Найти тему

Тигран Великий. Между двух огней (отрывок из сценария исторического фильма)

Митридат, видя военные и политические успехи Тиграна Великого, выдает дочь за него замуж и пытается вовлечь Тиграна на Борьбу с Римом на своей стороне.

Приемная Тиграна Великого.

На стене большая карта Малой Азии. Рядом горят масляные настенные светильники. Над троном - герб Армении и флаг Тиграна. Под ними на стене - золотые стрелы и лук. В центре зала - низкий стол, на нем вино в медном кувшине с орнаментом, два кубка, украшенные драгоценными камнями, фрукты, орехи. За столом в удобных креслах расположились Митридат и Тигран. Они беседуют в неофициальной дружеской обстановке. Митридат одет богато, по-царски. На указательном пальце правой руки выделяется большой перстень с крупным красным камнем.

Тигран: Я все мог предвидеть, но то, что ты предлагаешь… это… это… я даже не знаю, как объяснить… не могу даже представить.

Митридат: Пойми, Тигран, сейчас самый удобный момент. В Риме неразбериха, хаос, гражданская война. Сулла умер. В сенате демократы воюют с партией знати. Там тоже неразбериха. Те несколько боеготовых легионов воюют в Галии. Они готовы. Моя армия готова. Нам остается только заключить военный союз и вступить в Рим.

Тигран: Это невозможно по тысяче причин. Во-первых, я в хороших отношениях с Сенатом. Они разрешают въезд моих торговцев. Они не вмешивались, когда я присоединил Софену. Более того, мне была предложена помощь в войне с Парфянами. Не натравливают… пока не натравливают… на меня селевкидские государства. И вдруг я вероломно нападаю на Рим? Это бесчестно. Посмотри на страны вокруг. Все готовы растерзать меня. Говорят, что я нахожусь меж двух огней – Западом и Востоком. Между Римом и Парфией. Парфия… Проблемы на юге.

Митридат: Но ты же заключил мирные договоры с ними.

Тигран: Я принудил их подписать мирный договор. И что? Зорбиеносу хоть десять тысяч таких договоров! Он не подписал даже одного. Он ждет удобного момента. И я жду. Очень жду. В Парфии не все спокойно. Ородес - мой союзник, но он занят проблемами на юге. Пираты Долинной Киликии начали давить моих торговцев. Есть вопросы и внутри страны. В ближайшие месяцы я перееду в новую столицу. Тут и Каппадокия ведет двойную коварную игру. Если подтвердятся кое-какие факты, я нападу на них. А ты предлагаешь мне напасть на Рим? Не помощи просишь, а просишь развязать войну с Римом! Не советую тебе этого делать, дорогой Митридат. Выброси эти мысли из головы. Ты мудрый царь, лучше готовься к войне дома, укрепляй войско.

Митридат: Но я у них выиграл во второй войне!

Тигран: Да, но ты проиграл Сулле в первой войне и заплатил военную контрибуцию.

Митридат: У меня много союзников. При походе на Рим поднимутся Вифиния, Галатия, Греческие острова. Вся восточная Европа и римские провинции перейдут на мою сторону. Так уже было.

Тигран: Дорогой Митридат, давай по порядку. Во-первых, не все греческие острова перешли на твою сторону (встает и показывает на карте). Вифиния, Пафлагония тебя встретили цветами, поклялись в верности. И где они сейчас? После твоего ухода они легли под Рим. Продажная знать этих стран хорошо знает размер римского кошелька. Галатия… Эта страна появилась сто пятьдесят лет назад. Это воинственные народы галлов и кельтов, которые через Тракию переселились сюда. Там доминируют три племени, а у тебя в союзниках только одно из них. Остальные куплены Римом. Еще не известно, чьи они союзники.

Тигран наливает вина Митридату и себе. Они чокаются и пьют.

Митридат: Хорошее вино… Мне приятно, что ты, великий царь, трезво и с пониманием думаешь о регионе. Я удивлен, что ты так много знаешь о нас.

Тигран: Я больше скажу. Ты надеешься на своего главного союзника – Квинта Сертория. Он в Испании собрал солидное войско из беженцев от римской демократии. От суллийской резни туда бежало много легионеров. Ты отправил туда двух центурионов, и вы уже делили Европу. Серторию переходят Рим и все западные провинции Азии, тебе - Вифиния, Галатия, Каппадокия. Я не вижу своего места здесь. Или я должен вам помочь взять Рим? Это все слова. Словесный договор ни к чему не приведет. Вспомни свой устный договор с Суллой. Через год Мурена опять вошел в Понт.

Митридат ошарашенно смотрит на Тиграна. Он явно не ожидал от Тиграна информации, которой владели всего несколько человек. Он встает, думая о чем-то, ходит по комнате вокруг стола, смотрит на карту, потом на Тиграна. Наливает вино, чокается с Тиграном. Пьет. Затем уже внимательно смотрит на карту.

Митридат: Хорошая у тебя карта.

Тигран: Я подарю эту карту тебе.

Митридат: Благодарен тебе, Великий Тигран. Ты мне сейчас дал урок мировой политики. Но рано или поздно Рим нападет на нас.

Тигран: Рим пойдет другим путем. Они возьмут Вифинию. Сначала Вифиния начнет воевать с тобой, потом туда войдут римляне. И вопрос не в вифинийцах, плевать римляне на них хотели; Вифиния платила, платит и будет платить Риму. Вопрос в проливе. Закроют пролив, и твоим кораблям будет туго. Торговля остановится. Они принудят и тебя им платить.

Митридат: Да-а-а-а, Тигран! Ты сегодня открыл мне глаза! Честно говоря, я не ожидал от тебя таких грамотных объяснений сегодняшней ситуации в мире, также как и твоей осведомленности.

Тигран: О моей осведомленности можешь не беспокоиться, это знаю только я. И то, о чем мы здесь говорим, останется в пределах этих стен.

Митридат: Благодарен тебе, великий царь.

Тигран: И еще, великий Митридат. Рим может проиграть на окраинах. Так было с Галлами и другими, да и с тобой. Но если Риму угрожает опасность в самом Риме, то встанут все! Все полководцы стремятся сейчас показать себя. Все хотят войны. Раненый зверь еще опаснее. Даже слабый Рим сильнее всех твоих союзников, вместе взятых… И Сертория тоже. Он не так силен, как показывает. Это, скорее, психологическая атака на Сенат… Я не имею права советовать тебе. И все же подумай, взвесь все аргументы.

Митридат: Благодарен тебе, великий Тигран! Не зря тебе передали титул «Царь Царей» (улыбается и обнимает Тиграна). Я сегодня многое узнал… Я рад, что мы теперь родственники (еще раз обнимает Тиграна).

Тигран: Пойдем, царь Митридат. Народ ждет. Сегодня объявлен пир в твою честь. А завтра у нас охота.

У дверей Тигран останавливается. Митридат в ожидании.

Тигран: Великий царь, мне сказали, что ты опасаешься отравления, поэтому очень осторожен. Скажи, почему ты не дал попробовать вино и пил его с аппетитом?

Митридат: (улыбается) Меня, царь Тигран, с детства приучали к возможности быть отравленным. Я пробовал принимать разные яды в разных дозах. Теперь я по запаху могу определить, отравлено вино или нет. А на крайний случай у меня есть это.

Митридат поднимает правую руку, показывая перстень с большим рубином на указательном пальце. Большим пальцем выдвигает вверх защелку. Верхняя часть перстня с камнем поднимается, как крышка сундука. Митридат показывает лежащий внутри белый порошок.

Митридат: Когда я чувствую опасность отравления, незаметно подсыпаю в кубок этот порошок. Если вино пенится, значит, оно отравлено (закрывает перстень). Но сейчас я даже не думал об этом. У тебя замечательное вино.

Они улыбаются. Хотят открыть дверь. Вдруг Митридат останавливается. Одной рукой обнимает за талию Тиграна.

Митридат: Я никогда не поверю, что ты попытаешься меня отравить. Мы же родственники… Я же твой тесть!

Тигран тоже обнимает Митридата за талию, и они открывают двери.

За одним большим столом сидят сыновья Митридата, полководцы, советники. За другим – полководцы и советники Тиграна. Третий стол с двумя высокими стульями пустует. Заходят Тигран и Митридат. Все стоя их приветствуют. Тигран проходит мимо «армянского» стола и ждет Митридата. Митридат, проходя мимо «понтийского» стола, останавливается возле своего сына Дария и шепчет в ухо.

Митридат: Кто знал о поездке в Испанию двух центурионов Фанаи и Магии?

Дарий: Несколько сопровождающих, четыре охранника…

Митридат (перебивает): Всех казнить! (сделав два шага, поворачивается к сыну) К прибытию в Понт казнить всех!

Он подходит к Тиграну, и они одновременно садятся на свои места. После них садятся и все присутствующие.

Армен Саркисян

Альманах ДЕНЬГА №2 (26) / 2019