Означает врожденный Лидер и любимец Богов. Понятие пришло к нам из Древней Греции. Харизма - дар Божий. Это мое глубокое убеждение. Самая яркая личность, которую я встретила в своей жизни, был Павел. Поляк.
Незадолго до моего отъезда из Киргизии, на Иссык-Куле проводился семинар по реформированию пенитенциарной системы Киргизии. Тема эта была мне близка. Началось с того, что, однажды, я по своим адвокатским делам приехала к осужденной клиентке в колонию. На выходе из зала, где с ней беседовала - стояла длиннющая очередь женщин и у всех были вопросы, они буквально умоляли меня о помощи. Их давно бросили адвокаты, не было денег. У многих не было никаких связей с семьями. Элементарно написать апелляцию или просто заявление они сами не могли. Уходила с тяжелым сердцем. Обещала помочь. А через несколько месяцев вернулась, зарегистрировав свою организацию по оказанию юридической помощи осужденным женщинам . Из-за занятости приходилось работать по выходным. Приезжала с помощниками. Иногда привозила психолога. И потому меня пригласили на этот семинар.
Сама проблема была очень важной. Союз давно распался, объявили перестройку, начался хаос во всем государстве. Законы попринимали, но их применения толком не знали. Только представить себе! убийцы и бандиты, осужденные на пожизненное, содержались в обычных колониях, потому как девать их было некуда. Начальники колоний стали фигурами номинальными. Вся власть перешла к «смотрящим» за колонией. А те творили - что хотели.
Участниками семинара были прокуроры, руководители колоний на уровне заместителей, юристы, занимавшиеся этой проблемой. Первый день прошел скучно, вяло, прокуроры талдычили о проблемах, замы колоний жаловались, что нету денег, и я уже пожалела, что, вообще, приехала на это собрание. Все ждали какого- то поляка, который запаздывал. Хотела в тот же день уехать обратно в город, потому, что у самой было дел невпроворот. Но решила посмотреть - что же это за поляк. Настоящего поляка вживую мы тогда еще не видели, хотя обожали Анну Герман и фильмы Анджея Вайда.
На второй день появился Он. Павел. В зал уверенной спортивной походной вошел человек. Роста небольшого. С красивой осанкой. Плотный. Бритоголовый. И... сразу завладел залом.
Предлагаемые им идеи были совершенно новы для нас. Сейчас бы сказали креативные. Речь шла о гуманизации пенитенциарной системы, реформировании законов. Имея практический опыт руководителя в системе тюрем Польши, Павел рассказывал как он, верный своим убеждениям о необходимости перемен, взялся за революционные изменения в этой системе. Как противодействовали ему министры и чиновники, которые боялись «оторвать свою задницу от стула». Чтобы достучаться до сознания каждого из нас, Павел садился и показывал - как тот не может оторвать это самое место. Помню, как остановился напротив меня, видя как восторженно я его слушаю, взял меня за плечи и говорит «Да-да! я тоже такой был!». Мы слушали его, не замечая времени.
Тогда впервые я поняла : насколько харизматичный лидер может зарядить жизненной энергией людей, имея врожденный талант убеждать, и, обладая, личной притягательностью.
Мысли его были интересны, просты - все это могло быть и у нас. Вопросов было много. На каждый он находил аргументированный ответ. Долго не хотели его отпускать.
Главное, он обладал знаниями и знал как изменить систему, с чего начать, все было ясно и понятно. Говорил как боролся с чиновничьей ратью. Проблемы были, как и у нас, застарелые, еще с советских времен. Ходил по залу и говорил- говорил на русском языке с приятным польским акцентом, завораживая нас своей энергией талантливого человека. Выплескивал собственные эмоции жарко. Рассказывал, как один чиновник не хотел подписывать важный документ, тогда Павел, стукнув кулаком по столу, пригрозил его...пи-----ть. Хоть я и слушала его, боясь проронить хоть слово, но решила что... послышалось. Скосила тихонько глаза налево, направо, поняла.... что все думают как и я. Сидящий против меня сонный прокурор оживился.
А Павел продолжал еще долго рассказывать, интересно, по теме, и в момент сильнейшего воодушевления, показывал наглядно, как ворвался, схватил за шиворот очередного чинушу , подтащил его к окну со словами - вот я тебя сейчас как.... пи----ну! Тут уже хохот потряс зал, Павел еще больше расположил нас к себе, как же наш человек! И лексика …. общеславянская .
А вечером был банкет. Надо сказать, что киргизы славятся своим гостеприимством. Столы ломились от обилия еды и питья. Поднимали бокалы за дружбу народов, за Польшу, за Киргизию, за нас и за вас. Неожиданно, Павел через весь банкетный зал идет ко мне и приглашает на танец. С радостью иду, чтобы успеть высказать ему свой восторг . Как, вдруг, чувствую... что он пьян до такой степени, что сейчас упадет - или он на меня, или я на него - на потеху всему семинарскому сообществу. Аккуратно в танце веду его к колонне, сажаю на стул...и убегаю к себе в отель.
На другой день утром мы уехали домой. Павла больше не видела, но запомнила на всю жизнь.
Высоцкий пел «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков!». Так вот, Павел был из таких ... я уверена, у него все получилось. И никак не могло быть иначе!