29 мая 2020 года на территории ТЭЦ-3 «Норильско-Таймырской энергетической компании» («НТЭК», входит в структуру «Норникеля») из-за разгерметизации топливного бака № 5 произошла авария, в результате которой из резервуара вылилось более 21 тыс. куб. м дизельного топлива. Общая площадь загрязнения составила 180 тыс. кв. метров. Нефтепродукты попали в акваторию рек Далдыкан и Амбарная, откуда топливное пятно начало дрейфовать в сторону Карского моря. Президент РФ Владимир Путин объявил о введении в Красноярском крае режима чрезвычайной ситуации федерального масштаба.
Как всё это случилось?
Первоначальные сообщения об аварии были достаточно противоречивы. Говорили даже о том, что причиной ЧП стал некий автомобиль, который врезался в резервуар с топливом, повредил его и загорелся. Пожар, действительно, был, но его быстро потушили. Площадь возгорания, по сведениям МЧС, составила 350 кв. метров. Но, как выяснилось впоследствии, автомобиль въехал в поток дизтоплива и загорелся уже после разгерметизации ёмкости. Как бы то ни было, на месте происшествия работали следственные органы, которые разберутся в нюансах произошедшего. По факту аварии правоохранители возбудили уголовное дело по четырем статьям: из-за нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 Уголовного кодекса), загрязнения вод (ст. 250), порчи земли (ст. 254), а также халатности (ч. 1 ст. 293) в связи с несвоевременным информированием о чрезвычайной ситуации.
По сведениям ряда СМИ, еще в 2016 году на совете директоров «Норникеля» поднимался вопрос о техническом перевооружении топливохранилища ТЭЦ-3. Стоимость ремонтных работ «по техническому перевооружению хозяйства аварийного дизельного топлива ТЭЦ-3» оценивалась советом директоров в 17 млн рублей. Был ли проведен ремонт резервуаров, насколько он был качественным — это выясняют сейчас в следственном комитете.
Главный акционер «Норникеля» Владимир Потанин оценил расходы на ликвидацию аварии в 10 млрд рублей. При этом на прямой связи с президентом РФ он заверил, что компания возьмет затраты на себя.
«Один резервуар, где хранилось топливо, стоит гораздо меньше, в разы. Просто несопоставимо. Я к чему? Если бы своевременно поменяли резервуар, и ущерба не было бы экологического, и расходы такие не нужно было бы нести компании», — заметил Владимир Путин.
В «Норникеле» основной причиной разлива считают глобальные климатические процессы и размораживание грунта. Именно это привело к тому, что фундамент и опоры просели, и у резервуара, который на них стоял, «оторвалось днище». Такой же точки зрения придерживаются в Генпрокуратуре, а также в Минприроды и Росприроднадзоре.
Так, согласно предварительному заключению Росприроднадзора, «причиной пролива нефтепродуктов, начавшегося у основания резервуара № 5 АО «НТЭК», стала просадка бетонной площадки, на которой установлен данный резервуар, что привело к отрыву его дна от боковых стенок». Федеральная служба также приостановила эксплуатацию всех топливных резервуаров Норильско-Таймырской энергетической компании (на площадке «НТЭК» в эксплуатации находятся 3 резервуара РВС-20 000, в которых хранились нефтепродукты) и предложила провести откачку топлива из РВС-20 000, провести обследование технического состояния резервуаров и состояния их фундаментов.
Вкратце
Норильская ТЭЦ-3 расположена в поселке Находка. Входит в состав Норильско-Таймырской энергетической компании. Построена для покрытия тепловых нагрузок Надеждинского металлургического завода и Кайеркана (район Норильска), используется для утилизации пара металлургического производства и выработки электроэнергии. Основное топливо — природный газ, резервное — дизельное топливо. Руководством «Норникеля» планировалась модернизация ТЭЦ и строительство газотурбинной установки, что должно обеспечить увеличение выработки электроэнергии, создаст необходимый резерв мощности, повысит топливную эффективность оборудования.
Экология под угрозой
Как бы то ни было, разлившееся дизельное топливо попало не только в грунт, но и в ручей Безымянный, а через него в реку Амбарная и Далдыкан. Как отмечала заместитель экологии и рационального использования Красноярского края Юлия Гуменюк, в ручье наблюдается повышенная предельная допустимая концентрация (ПДК), которая в первые дни составляла 1100 ПДК. «Для нас это очень плохо, поскольку это означает, что нефтепродукты продолжают поступать в водную систему через почву и подземные воды», — подчеркивала она вскоре после аварии. Под угрозой загрязнения оказалось уникальное озеро Пясино, где находятся нерестилища ценных пород рыб. Как считают экологи, произошедший разлив в Норильске является крупнейшей техногенной аварией в российской Арктике, ущерб от которой может составить многие миллиарды рублей.
Удивляет, что местные власти не сразу дали информацию «наверх», — то ли боялись получить нагоняй от руководства, то ли надеялись справиться своими силами. Драгоценное время, чтобы локализовать катастрофу, было упущено. «Почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей?» — упрекнул главу Красноярского края Александра Усса в ходе видеоконференции 3 июня президент страны Владимир Путин, взявший под свой контроль реализацию мероприятий по ликвидации последствий аварии.
Подробнее на сайте «ЦДУ ТЭК»