Сегодня праздник - День Любви, Семьи, Верности. Праздник этот светский, государственный. Но появился он благодаря двум муромским святым Петру (Давиду) и Февронии (Ефросинии).
Наверное, многие знают эту историю: простая крестьянка вышла замуж за князя, вылечив его от тяжелой болезни.
Жили святые в 12-13 веках. А житие об их жизни было написано в 16 веке, монахом Ермолаем Еразмом. Житие писалось к канонизации святых. До этого Петр и Феврония были лишь местночтимыми святыми в муромской земле.
"Житие о Петре и Февронии" - очень интересное произведение. Многие берутся рассуждать о произведение, ни разу не прочитав его.
Чем же необычно это житие? Во-первых, построением. В нем несколько частей. Первая часть- это авторское вступление, где автор рассуждает на религиозные темы, например, рассказывает о троичности мира (одна из концепций того времени), связанная с ключевым понятием православия - Святой Троицей. Автор просит Бога послать ему вдохновение и помощь в написание сего произведения, ведь сам он ничтожен и слаб.
Вторая часть - рассказ о победе над коварным змеем, который прилетал на блуд к княгине и представлялся ей в облике ее мужа, князя муромского Павла. Одолеть "неприязнивого" змея смог лишь брат князя Петр.
Но, умирая, коварный змей обрызгал Петра своей ядовитой кровью и князь тяжело заболел.
Третья часть, где впервые появляется Феврония, повествует о лечении князя Петра. Своим излечением князь был обязан крестьянской девушке Февронии. Князь обещал жениться на Февронии, но не исполнил обещания. Болезнь вернулась. И, тогда, осознав неправильность своего поступка, князь "со студом" вернулся к Февронии. Был полностью излечен и вскоре состоялась свадьба.
Далее рассказывается о вступлении Петра на престол после смерти брата Павла. О том, как невзлюбили бояре и особенно их жены Февронию за ее простой происхождение. Однажды на пиру пьяные бояре " аки псы лающие" преступили к князю и потребовали отослать Февронию домой.
Петр не согласился нарушить брачный обет, ведь жена ничем не провинилась перед ним. Семья- это малая церковь. Изгоняя жену, Петр словно совершает грех прелюбодеяния. Наверняка, ему пришлось бы взять новую супругу. А второго венчания для провинившейся стороны быть не могло.
После изгнания Петр приуныл, а мудрая Феврония утешала его: " Не кручинься князь. Господь нас не оставит".
Так и случилось. Бояре умоляли князя и княгиню вернуться - в Муроме началась кровавая междоусобица, многие хотели занять княжеский трон.
Четвертая часть - рассказывает о смерти князей и посмертном чуде. Петр и Феврония приняли постриг, завещали похоронить себя в едином гробу. Но люди не выполнили этого обещания. Трижды тела святых оказывались в едином гробу, и только тогда люди поняли, что не нужно разлучать супругов после смерти.
Пришлось напомнить кратко сюжет жития, так как многие даже не представляют, о чем там идет речь, только с пеной у рта доказывают очень странные вещи.
Например, что Феврония шантажом женила Петра. Разумеется, это не так.
Следует вспомнить, что Феврония не просто крестьянка, а мудрая дева. Она искусная целительница. Скажите, откуда у Февронии этот дар? Ответ, по-моему, очевиден - от Бога. Феврония уже заранее все знала: о том, что приедет князь, о том, что сначала не женится, а том, что снова заболеет и вернется.
Все это знала Феврония. Поэтому, когда ее стали просить вылечить Петра она сказала " Не треби ми есть врачевати его, аще бо не имам быти супругой ему". Поясню: не просите меня лечить его, пока я не супруга ему. Это значит лишь то, что не будет никакого смысла от такого лечения. Не может она вылечить постороннего человека, но только супруга.
Почему-то считается, что этот брак выгоден исключительно Февронии. В этом большая ошибка. Этот брак больше всего нужен именно князю. Это ему нужно побороть свои грехи, раскаяться, прийди от ума к разуму истинному. Через свою супругу князь Петр спасается и становится святым.
Еще одна большая ошибка считать, что Петр Феврония в старости развелись. Они не развелись, а приняли постриг, стали монахами. Разумеется, проживали в разных монастырях. По этой причине их и не хотели хоронить в едином гробу. Но иногда человеческие правила и установки не работают для тех, кто истинно познал Господа.
Ну и третье странное утверждение, которое я слышала: как Петр и Феврония могут быть покровителями семьи у них и детей-то не было.
Это неправда. Дети были. В летописях упоминаются два сына и дочь.
В житии действительно не говорится о детях. И вот почему: Петр и Феврония были словно добрые родители для всех жителей города Мурома, правили достойно и честно, привечали сирых и убогих, обильно творили милостыню. Это все намного труднее, чем быть просто родителями своих детей.
Символом праздника является ромашка. Но в житии не упоминается о ромашках ни разу. Это современный образ. Насколько мне известно, его предложила супруга премьера Медведева - Светлана. И праздник тоже был введен по ее инициативе.
Это очень хорошо, что светский праздник имеет такую серьезную религиозную основу.
Поздравляю читателей с этим праздником! Пусть у всех будут крепкие и счастливые семьи.