Найти тему
Одинокий странник

Питер-Томск 4200 км на авто: что посмотреть. Часть 1

В конце октября 2018 года я проехал по маршруту Санкт-Петербург - Томск в один конец , так как переезжал туда по работе. В своем блоге я рассказываю о жизни в Томске, о Сибири, и вот, с этой истории начинаю постепенно переключаться на статьи о других регионах, так как посетил их тоже немало.

У меня было отведено на поездку 5 дней, причём, пятый - скорее, запасной: ближе к этому дню происходит добавление 4-х часов из-за смены пояса, плюс, мне надо было принять квартиру, перенести вещи, заселиться и подготовиться к выходу на работу. А за 4,5 дня я не просто ехал, а хотел посмотреть максимум всего интересного по пути.

Есть 2 основных автомобильных маршрута Питер - Томск: через Север, и через Центр России. Я не хотел тратить время на то, чтобы объезжать Москву, да и платная дорога СПб-Москва тогда ещё не была введена в эксплуатацию, поэтому выбрал маршрут через Север: СПб-Череповец-Киров-Пермь-Екатеринбург-Тюмень-Омск-Новосибирск-Томск (начиная от Тюмени маршрут становится единым).

Выехал я рано утром, и вот, через 3 часа и 230 км, на моём пути первая остановка — город Тихвин. Хоть и Ленинградской области, но, зачастую, его часто обходят вниманием — слишком далеко ехать.

Зря до него не доезжают — Тихвинский монастырь — один из самых красивых в Ленинградской области.

Побродил часик — очень атмосферно. Поехал дальше — те же 3 часа и 230 км — и я останавливаюсь в старинном городке Устюжна.

Старые города Вологодской области достойны отдельной статьи. Когда-то был в Вытегре — очень понравилось. Устюжна тоже впечатлила, 2-3 часа можно смело уделять, а лучше - спокойно побродить пол-дня, но это не про меня в данной поездке)

Сейчас в этом городе, основанном в 1252 году, как Усть-Железный, население 12 тысяч человек, а в 16 веке было уже 6 тысяч. Это был крупнейший в России центр металлообработки и оружейного дела, в Устюжне было 77 кузниц, тогда, как в Туле 30. После периода разорения в Смутное время, город возродился в 17 веке, и стал уже вторым после Тулы. Здесь делали, например, решетки к воротам башень Московского Кремля. Но, открытие руд на Урале сделало ненужными болотные руды Устюжны, и город стал приходить в упадок. Надо сказать, что до нас с вами, относительно большинства древних городов России, он дошёл всё-таки в весьма неплохом состоянии.

Ещё 6 часов и 460 км, и я оказался рядом с городом Тотьма, но осмотр отложил на утро, так как было уже темно и я подустал слегка. Остановился в придорожном мотеле «Аляска».

По пути проехал мимо Череповца и Вологды, не заезжая. В Череповце ни разу не был, слышал разные страшные истории про него, но хотел как-нибудь посмотреть сам. Когда-то планировалась командировка туда, но она не состоялась, а список мест к посещению уже был составлен: оказалось, там есть, что посмотреть. Здесь у меня был внутренний спор — делать крюк и заезжать, или не делать. На одной чаше весов была моя усталость, лень делать лишний крюк и имидж города, на другой — желание всё увидеть. Но я увидел вот такой панорамный вид на город:

Вид на Череповец с трассы. Октябрь 2018
Вид на Череповец с трассы. Октябрь 2018

И лень взяла верх над любознательностью.

А в Вологду я не заехал, потому что несколько раз я там был, и нашёл её вполне милым, приятным городом. Если вы там не были, и едете по пути — рекомендовал бы посмотреть.

Перейдём к первой остановке. Почему мотель рядом с Тотьмой называется «Аляска»? Кстати, очень неплохой мотель. Оказывается, когда-то, из Тотьмы, по реке Сухона, моряки попадали в Северную Двину (и сейчас можно попасть, она остаётся её притоком, но, разве что на лодочке), оттуда — в Белое море, и по Северно-Ледовитому океану добирались аж до Аляски! Поражаешься мужеству этих людей. С тех пор, много воды утекло в Сухоне, перестала она быть судоходной, да и вдоль северных берегов России никто в Аляску не ходит.

Продолжение - в следующей части