Найти тему

Что такое факторинг?

Многие компании задаются вопросом: какой вариант оплаты выбрать во время заключения договора с контрагентом?

Существует несколько вариантов: отсрочка, рассрочка либо авансовый платеж. Авансовый платеж может спровоцировать потерю части партнеров, а отсрочка или рассрочка – утрату денег из оборотного капитала.

Факторинг способен стать эффективным решением данной ситуации. Он поможет избавиться от кассового разрыва и обеспечит финансовую стабильности и возможности непрерывного развития бизнеса.

Поговорим о самом понятии, каким образом он работает, какие виды существуют и зачем он необходим.

Понятие факторинга

В обычном понимании факторинг подразумевает финансирование под уступку прав денежного требования. Данный инструмент финансирования покупок и реализации продукции различного типа подойдет компаниям, работающим с отсрочкой платежей. Если говорить проще, то факторинг – это максимально удобный инструмент, который позволит оперативно увеличивать оборотный капитал не изымая деньги из бизнеса.

Факторинг подойдет компаниям, работающим фактически в любых сферах деятельности (производство мебели, автомобильных запчастей, промышленного оборудования, сельскохозяйственных продуктов, косметики, фармацевтики либо любой иной продукции).

Особенности факторинга отражены в его главных функциональных возможностях:

  • получении своевременных финансовых средств для действующего оборотного капитала. Благодаря этому предприятие может увеличить ассортимент продуктов либо услуг, общую базу клиентов и сделать прибыль большей;
  • грамотном управлении дебиторской задолженностью;
  • полном избавлении от возможностей несоблюдения договоров со стороны компаний-покупателей.

Особенности проведения факторинга и его основные этапы

Этот финансовый инструмент может использоваться исключительно при наличии взаимодействия трех сторон:

  • фактора. Индивидуальная факторинговая компания либо отдельная группа в кредитном предприятии, специализирующаяся только на этом инструменте;
  • поставщика услуг либо продукции. Он также может именоваться кредитором;
  • дебитора (покупатель).

Процесс взаимодействия этих сторон:

  1. Заключается договор факторинга;
  2. Предоставляются услуги (происходит отгрузка продуктов) и информация, которая подтверждает данный факт, передается фактору;
  3. Выполняется финансирование компании, поставляющий продукт (услугу). Этим занимается фактор;
  4. Покупатель производит оплату поставки (на банковские реквизиты фактора).

Факторинговые услуги, предоставляемые клиентам, предусматривают выполнение таких этапов:

  1. Начальной (проверочной) процедуры

Потенциальные клиенты, а также их контрагенты проверяются на предмет их надежности. Специалисты собирают информацию относительно деятельности сторон, проведения оплаты, общих условий предоставления услуг. Проверяется наличие нарушений обязательств, прописанных в заключаемых договорах.

2. Сбора и оформления пакета документов

Происходит подписание договора факторинга между фактором и банковской организацией. Главными элементами документа считаются предметность договора, порядок оказания услуг, условия финансирования сделок, уступки права требования.

3. Кроме этого документ обязан содержать такие пункты:

  • форс-мажорные обязательства;
  • ответственности, обязанности, права всех сторон;
  • сроки действия;
  • порядок расчета и цена услуг фактора.

4. Оплаты услуг компании, поставляющей товар

Организация обязана отгрузить продукцию собственному контрагенту, после чего сообщить фактору о проведении данной операции. Факт поставки подтверждается накладными, УПД, счетами-фактурами либо другими документами. Далее фактор осуществляет финансирование поставщика в обозначенном порядке.

5. Заключительного контроля сделки

Это важный этап работы. Специализированная факторинговая компания производит анализ исполнения сторонами собственных обязательств. Если будут выявлены нарушения, то проводится претензионная работа.

Типы факторинга

Есть сразу несколько классификаций рассматриваемого инструмента. Он может различаться следующими факторами:

1. Степенью информированности членов процедуры:

  • открытый факторинг. Покупатель заранее получает информацию относительно того, что фактор будет выступать членом сделки. Для извещения дебитора на предоставляемой платежной документации обозначается, что права на возникающие долги будут переданы на баланс факторинговой компании (переводить средства за товар необходимо на ее банковский счет),
  • закрытый факторинг. Компании, поставляющие продукцию, заранее не оповещают дебиторов о смене кредиторов и предусмотренной переуступке права требования. Они лишь меняют счета для оплаты, прописав реквизиты фактора.

2. Особенностью распределения рисков:

  • безрегрессный. Факторинговая компания берет только на собственные плечи риск неоплаты покупателем товаров (услуг), а также покрывает риски, которые связаны с неуплатой со стороны покупателя. В данной ситуации цена услуг является немалой,
  • регрессный. Поставщик берет на себя ответственность за нарушение указанных договорных обязательств со стороны дебитора. Если покупатель не внесет оплату, то фактор предоставит клиенту договор, который подтвердит право требования и потребует возврата денег.

3. Местом нахождения участников:

  • факторинг внутреннего типа. Компании, которые участвуют в сделке, зарегистрированы в одном государстве,
  • международный факторинг (внешний). Стороны являются резидентами различных государств.

Необходимость факторинга

Данный финансовый продукт стал актуальным ввиду роста мировой торговли. Так, участники современного рынка стали все чаще сталкиваться с длительными ожиданиями внесения оплаты средств после выполнения поставки товаров. Факторинг помогает практически мгновенно превращать отгрузочные документы в реальные денежные средства, которые можно моментально запустить в оборот.

Предприниматели используют факторинг, если необходимо:

  • оперативно сделать оборотный капитал большим и избавиться от кассового разрыва. Это позволяет отказываться от взятия займов в финансовых предприятиях и сохранять драгоценные средства. «Средние» и «мелкие» предприниматели часто оказываются в подобной ситуации, так как банки не могут предложить им выгодные программы денежной помощи;
  • привлечь контрагентов. Им можно предложить максимально удобную отсрочку внесения оплаты;
  • расширить перечень партнеров. Во время начала работы с потенциальными покупателями некоторые предприятия сомневаются в том, что они смогут вовремя внести оплату за продукцию. Данный инструмент помогает снижать риски неуплаты отгруженной продукции;
  • согласовать сотрудничество мелкой компании и корпорации-гиганта либо крупного ритейлера. Последние, обычно, работают по четко обозначенным схемам, предусматривающим использование фиксированных условий оплаты.

Отметим, что услуги факторинговых компаний не распространяются на:

  • организации, выставляющие собственные счета только после проведения некого спектра операций, а не сразу;
  • компании, которые сотрудничают с субподрядчиками;
  • предприятия, работающие по схеме под названием after-sales service.

Преимущества факторинга

  • безопасность;
  • отсутствие залога;
  • возможность увеличить клиентскую базу;
  • снижение финансовых рисков;
  • невозможность влиять на баланс компании, поскольку это не кредитный продукт.

Подробнее о факторинге на: www.factoring.ru