В 1920-х годах обсуждалась и идея о смене пола, хоть и не так широко, как в наше время. В 1922 г. в московском Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова провели анкетирование, касающееся полового вопроса. Убеждённых «гомосексуалисток» нашлось довольно много. Одна из них заявила, что хочет стать мужчиной и с нетерпением ждет, когда ученые смогут ей это обеспечить.
Конечно, советская и мировая наука осуществить такое желание еще не могла. Поэтому чаще всего женщины «меняли пол» через подражание внешним атрибутам маскулинности.
Советская психиатрия в 1920-е годы интересовалась такими женщинами, именуя их трансвеститками. В 1925 году психиатр Альфред Штесс в работе «Случай женского гомосексуализма при наличии situs viscerum inversus, его психоанализ и гипнотерапия» описывает историю некоего Александра Павловича из Саратова, который с точки зрения физиологии был женщиной, но воспитывался отцом как сын:
«Выданная 16 лет замуж, она возненавидела супружеские отношения с первой же ночи; она отклоняла требования мужа, а спустя неделю родные уже могли наблюдать ее переодетой в мужское платье.
Чтобы скрыть свои нормально развитые груди, она перетягивала их натуго полотенцем; в таком виде она без устали посещала кинематографы, где следила исключительно за игрою женщин, возбуждавших ее чувственность. В начале она сменяла костюм лишь по вечерам, а через три недели сменила свое платье на мужское, решила бросить мужа и переехала из Саратова в Астрахань.
Родным и знакомым она категорически приказала звать себя Александр Павлович или Александр. В Астрахани она продолжала заниматься торговлей; выступая теперь в роли мужчины, она пользовалась большим успехом среди торговок».
Пациентка была принудительно вылечена от «гомосексуальности» методом психоанализа Фрейда и гипнотерапией.
История Александра Павловича не исключительный пример «трансвеститки», долго игравшей роль маскулинной личности в обществе. Это было довольно распространённым явлением для раннесоветского времени. В 1927 году много разговоров ходило о так называемой «женщине-солдате». Евгения Федоровна М. уже в возрасте 17 лет начала выдавать себя за мужчину: подделывая документы, работала в следственно-карательных органах, сражалась на Южном фронте во время Гражданской войны. В начале 1920-х в этом образе она активно заводила сексуальные отношения с женщинами, и в 1922 году по тем же поддельным документам зарегистрировала брак с некой С.
После неминуемого каминг-аута женщины не развелись, и даже в ходе следствия над Евгенией, обвиняемой в «преступлении против природы», брак был признан законным. Вскоре С. родила от другого мужчины.
Евгении по службе приходится переехать в Москву, где она получает ранение, начинает пить и дебоширить. На этом этапе она и попадает в клинику, откуда пишет врачу письмо «История моей болезни (краткая исповедь человека среднего пола, мужского психогермафродита)».
«Средний род признается только в грамматике и применяется к вещам неодушевленным. В действительности же среди нас живут люди, не подходящие ни к тому, ни к другому полу, мужчины, лишенные существенных мужских признаков, то есть женщины по физическому — половому строению, но во всех других отношениях похожих на мужчин. Эти женщины считают свой пол недоразумением и желают превратиться в представителей противоположного пола».
Психиатрическая элита отмечала вполне научный ход рассуждений пациентки. По сути, Евгения отстаивала социальные и политические права «другого пола» — можно сказать, что в некоторой степени предвосхитила дальнейшие исследования гендерной и сексуальной амбивалентности.
Почитать по теме: Дан Хили. «Гомосексуальное влечение в революционной России. Регулирование сексуально-гендерного диссидентства».
Чтобы знать об истории еще больше,
подписывайтесь на нас в инстаграме: инста-проект «Хистори»