Заключительная фаза Армагеддона (понимаемого, как страшный суд Божий над силами зла), в котором придет конец уже не только царству антихриста, но и его воинствам и даже ему самому (вместе с драконом-сатаной, лжепророком, нечестивыми царями и порочными людьми) изображается в 19 главе Откровения святого Иоанна Богослова.
Этой фазе будет предшествовать одно из самых важных событий в мировой истории - Второе пришествие Христово, после которого мир переживет обновление, человек - духовное преображение, а история превратится не в метаисторическую эпоху, но, как справедливо утверждает греческий митрополит Иерофей (Влахос), в историю святых (Иерофей (Влахос), митрополит. «Жизнь после смерти»).
Вторично Христос придет уже не в образе Доброго Пастыря, чтобы спасать мир (Ин.3:17), но как грозный Судия, чтобы по слову Бога Отца (Ин. 5:22) судить живых и мертвых (Деян.10:42). Второе пришествие Христово произойдет, согласно новозаветным пророчествам. Сын Человеческий явится во всей «славе Своей» (Матф.25:31); как Грядущий «на облаках» (Мк.13:26). Люди обнаружат Его «на воздухе» (1Фес.4:17). Пришествие Христово, кроме того, «узрит всякое око» (Откр.1:7).
Значение второго пришествия Христова как для сил добра, так и для сил зла трудно переоценить... Ибо земная Церковь Христова (оставшиеся в живых праведники) получит Жениха не в культурном символе, даже не в Святых дарах, но явно, «вживую». Живой Христос не белом коне укрепит веру христиан, подтвердит их духовную правоту, даст благодать для противостояния в духовной войне, объединит против сил зла.
Что же касается сил зла: неверов, богоборцев, демонов и их вождей (сатаны, антихриста и лжепророка), то последние подойдут к осознанию онтологического проигрыша, ибо опровергнется их главный аргумент, согласно которому «Иисуса Христа не было». Ибо беззаконника (антихриста, по слову апостола Павла) Господь Иисус истребит «явлением пришествия Своего» (2Фесс.2:8).
Второе пришествие Христово предварит ряд весьма важных событий. Сначала хор «как бы многочисленного народа» возвестит «славу, честь и силу Господу нашему» (Откр.19:1). Хор здесь, по мысли свт. Кесария Арелатского, обозначает очищенную Церковь, из которой «вышли все злые люди» («Изложение Откровения»). Затем двадцать четыре старца (12 ветхозаветных патриархов и 12 апостолов) и четыре животных (ангел, лев, телец, орел; символы четырех евангелистов) поклонятся Богу, Сидящему на престоле (Откр.19:4). У свт. Андрея Кесарийского «Божий престол есть Херувимы и Серафимы», которые повелевают воспевать Бога и малым и великим («Толкование на Апокалипсис»). После этого Ангел возвестит Иоанну о наступлении брачной вечери Агнца и скажет о блаженстве попавших на эту вечерю Господню. У А. П. Лопухина, «брачная вечеря есть выражение самого тесного общения с Господом, которое может быть только в будущей жизни». Она наступит только в конце времен («Толковая Библия»).
Только после всего этого и произойдет второе пришествие Христово. Сын Божий явится в мир не из убогого вертепа, но прямо из Царства Небесного. Он придет не на осле, но на коне. Не в белой одежде, но в багрянице. Вот откровение святого Иоанна о том, как это будет:
«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». Воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр.19:11-14).
Образ Христа в Откровении сильно отличается от того, к которому мы привыкли в Евангелиях. У прп. Экумения Триккского Христос во время второго пришествия предстает в образе военачальника, имеющего «коня, меч и предводительство над войсками» («Комментарий на Откровение»). Господь Иисус здесь готов к битве и сражению за святых. У прп. Экумения Триккского Христос приходит во второй раз не для того, чтобы смиряться, учить и проповедовать (как Он это делал во время Своего первого пришествия). Он приходит для того, чтобы воинствовать с лукавым, освобождая нас от греха; приходит для того, чтобы судить праведно, ибо он судит праведно людей Своих (Пс.71-1-2); приходит для того, чтобы править Вселенной, ибо Он «царь всех веков» (Примасий Гадруматский).
Белый конь Христа символизирует, по мысли прп. Андрея Кесарийского, Его престол, который есть «светлость святых». Иначе говоря, престол Христов - это чистые, праведные, безгрешные люди, Церковь торжествующая. А Его «диадимы» (или венцы) обозначают «власть над всем сущим на земле и на небе» («Толкование на Апокалипсис»).
Главная цель Христа во время второго пришествия - поразить силы зла, собранные для войны с Ним и его воинством на горе Мегиддо. Ибо двух царств (добра и зла) на земле быть не может. Конфликт неизбежен. Потому и представляется Христос в необычно страшном виде: в образе грозного, вооруженного и облеченного великой силой военачальника и с очами, как пламень огненный. Это нужно для того, чтобы показаться страшным для врагов и стать надеждой и утешением для земной Церкви. Весьма важное значение в Армагеддоне (понимаемом, прежде всего, как суд Божий) приобретают очи Христа, изображаемые как «пламень огненный». Такие очи для людей святых будут только радостью от просвещения Светом Христовым. Но для людей грешных пламенные очи Христа станут мучением, наказанием за грех. Ибо Последний, как говорит А. П. Лопухин, «проникает Своим взором все, все видит и уничтожает, что не угодно Ему и враждебно Ему» («Толковая Библия»).
В Армагеддоне главную роль будет играть именно военачальник Христос (для этого Он, собственно, и является с неба), но не его воинство (ангелы и святые). Христос разрушит царство антихриста. Христос поразит языческие народы и упасет их жезлом железным (Откр.19:15). Христос истребит все воинство антихриста, то есть «принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению» (Откр.19:20). Христос, наконец, задаст «трепку» (выражение прп. Паисия Святогорца») самому антихристу и убьет его убьет «духом уст Своих» (2Фесс.2:8).
Ибо Христос явится, как великий Мздовоздаятель, чтобы раскрыть тайну беззакония (2Фесс.2:8). Он примет вид Царя царей, чтобы исполнить святую волю Свою не только на небе, но и на земле (по тексту молитвы Господней «да будет воля Твоя и на земли, как на небе» (Матф.6:10)). Он примет образ Отца, защищающего детей (христиан).
Все это, конечно, не значит, что легионы святых ангелов, пришедших вместе с Иисусом, останутся совсем не у дел в событии Армагеддона. Один из Ангелов Божиих даст сигнал начала великой вечери Божией (или Армагеддона), после которой другие ангелы приготовятся к этой вечере. Вот как изображает святой Иоанн начало великой вечери Божией:
«И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию...» (Откр.19:17-19).
Если стоящий на солнце Ангел - это «глашатай божественного воинства», то другие ангелы - это летающие птицы. Прп. Андрей Кесарийский относит птиц к ангелам «по причине быстроты и высоты полета для исправления нашего и научения» («Толкование на Апокалипсис»). То же самое говорит и прп. Экумений Триккский. У него ангелы собираются на битву по зову глашатая (ангела на солнце) для того, чтобы разделить «радость по поводу поражения врагов» («Комментарий на Откровение»).
Задача Ангелов Божиих во время Армагеддона заключается не в том, чтобы буквально «пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» (Откр.19:18). Нет! Ангелы - это бесплотные духи. Они не могут питаться трупами. Их пища - это созерцание Божества.
Ангелы должны не допустить случайного или намеренного вхождения в Царство Божие ничего плотского, материального. Их функция - это функция охраны, ограждения, когда все вещественное становится вдруг несущественным (перефразируем лорда Беккета из «Пиратов Карибского моря»). Ибо съедением плоти у прп. Андрея Кесарийского показывается «уничтожение всего плотского и исчезновение начальственных на земле имен» («Толкование на Апокалипсис»). Это то время в аспекте второго пришествия, когда люди испытают полное изменение своих тел (1Кор.15:51-52). Для праведников подобное изменение будет блаженным, спокойным и радостным, а вот грешники испытают страшные мучения. Поэтому, как верно говорит А. П. Лопухин, символическое съедение Ангелами плоти грешников укажет «на ужасы и страдания этих последних при окончательном перевороте» («Толковая Библия»).
Таким образом, поражение воинств антихриста произойдет не после грандиозного сражения, подобного Куликовской битве, но одним фактом второго пришествия Христова на белом коне в виде Судии. Христос-полководец совершенно обезоружит войско антихриста, а мучительное изменение тел грешников, не позволит им даже сопротивляться.
Поэтому Армагеддон закончится, даже не начавшись, ибо не может тварь сражаться с Творцом. Прп. Экумений Триккский так изображает событие Армагеддона: «Повели войну с Господом и божьими ангелами дьявол и антихрист... <...>, - и примкнувшие к ним цари; но потерпели разгром быстрее, чем [произносится] слово» («Комментарий на Откровение»).
Таким образом, Армагеддон по факту станет не сражением, но величайшим пиром веры (у святого Иоанна, великой вечерей Божией) по случаю второго пришествия Христова. Ибо, если вера - это «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1), то пир веры или ее апофеоз (возвеличивание, прославление) - это, когда невидимое становится видимым, а ожидаемое осуществляется.
О времени же второго пришествия Христова не может знать ни человек, ни даже Ангел Господень. Поэтому лирический герой Мары восклицает:
"Откуда мне знать, // Когда Воинство выйдет // В долину Мегиддо. // Их лики сияют, // И обнажены крылатые спины. // Цари всей земли обитаемой // Держат щиты и рубины. // Стеклянное море // Уносит в Последнюю Битву!" (Мара. "Мегиддо").
Всем тем, кто с сияющим ликом ожидает в серебряной башне наступления Армагеддона, желаю победы над миром, злыми людьми и демонами.
Продолжение здесь: Армагеддон: конец Антихриста и лжепророка
Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".
Читайте также другие статьи:
Что нас ожидает во время Армагеддона?
Армагеддон: конец царства Антихриста
Об устроении царства Антихриста: футурологический прогноз
Что является подлинной причиной бунта схиигумена Сергия (Романова)?
Старец Паисий Святогорец о числе 666 и о том, как не позволить запечатлеть себя
Каким будет личное имя Антихриста? Расшифровка числа 666