Пару лет назад завершена реконструкция корпуса силовой подстанции бывшей текстильной фабрики "Красное знамя".
Снаружи отремонтированное здание выглядит весьма достойно, с учетом того, что оно практически было уничтожено долгими годами заброшенности (жаль только утерянной зигзагообразной окантовки по верхнему краю полукруглой башни - вероятно, она символизировала трикотаж?).
Вообще, западная часть Петроградского острова еще буквально пять лет назад представляла собой жутковатое место, где было боязно ходить даже в светлое время суток.
Вдоль дороги тянулись бесконечные бетонные заборы, почти всегда безлюдно, а на территории авто-мастерских (как раз рядом с силовой подстанцией) обитала стая здоровенных бродячих псов. Последние или курсировали по району, или грели бока солнечными днями на газонах улицы Красного Курсанта.
Теперь этот район сильно преобразился - построены жилые дома, что-то отремонтировано. В зданиях фабрики вроде собираются сделать арт-центр. На Петроградской стороне сильно не хватает подобного формата.
Но вернемся к корпусу силовой подстанции. Его архитектором был Эрих Мендельсон, к сожалению, не родственник того самого Феликса - так история получилась бы еще интереснее))
Но теперь, моим уважаемым читателям не получится забыть имя этого замечательного архитектора, который в свое время получил мировое признание.
Выдающийся немецкий архитектор польского происхождения Эрих Мендельсон к началу своего сотрудничества с Советским союзом уже стал известным мастером с большим количеством реализованных проектов на территории Германии.
В 20-х годах ХХ века он был увлечен экспрессионистским модернизмом, идеи которого воплотились в проекте фабрики "Красное знамя". Это был амбициозный проект, заказанный Ленинградским трестом текстильного производства.
Перед Первой мировой войной тогда еще Фабрика Керстена занимала 40 % трикотажного рынка России, была крупнейшим поставщиком армии и флота и просто - самым большим текстильным предприятием в стране (и в СССР оставалась гигантом трикотажной промышленности).
Мендельсон спланировал целый квартал как единый промышленный комплекс. Доминантой стала силовая станция в остром углу несимметричного квартала. Ее необычная экспрессивная композиция с выступающим объемом водонапорной башни создала резкий динамизм в общем архитектурном решении предприятия.
Даже нам, живущим в следующем веке, ясен замысел архитектора - мы видим в здании "мощный корабль, который тянет за собой и оберегает все производство".
Вторым акцентом в проекте была прямоугольная башня заводоуправления. Три красильных цеха с вертикальными вентиляционными шахтами тоже походили на корабли, идущие вслед за головным кораблем - силовой подстанцией.
Все здания проекта имели железобетонный каркас, позволяющий решать столь необычные объемы, кирпичную облицовку, чередующуюся с оштукатуренными плоскостями, и горизонтальные или вертикальные полосы остекления (на мой взгляд, горизонтальное остекление офисных зданий олицетворяет волны огромного моря и сочетается с общим замыслом)
Ленинградское сообщество архитекторов резко негативно встретило столь новаторский проект зарубежного! (ущемленное корпоративное самолюбие) коллеги.
В результате, авторский замысел был сильно искажен и упрощен - по оригинальному проекту была построена только силовая подстанция. В результате Мендельсон, наблюдавший вначале за строительством, самоустранился и позже отказался от авторских прав.
Но согласитесь, оригинальное здание ТЭЦ выглядит эффектно именно в авторском проекте (особенно, если среди читателей есть те, кто видел реальное воплощение, с примитивными прямоугольными цехами).
Сейчас шедевр Мендельсона и еще два здания находятся под государственной охраной.
И еще пара интересных фактов:
Жилой дом, рядом со зданием подстанции назван в честь архитектора "Мендельсон".
В 1922 году в честь награждения Красным знаменем Труда фабрика получила название "Красное знамя".
А в следующем 1923 году на фабрике был создан первый в Петрограде пионерский отряд.