«Если бы это был не твой сценарий, я бы этот бред бросил читать на первой странице!» —
сказал председатель Государственного комитета СССР по кинематографии А.И. Камшалов Георгию Данелии, прочитав сценарий к фильму «Кин-дза-дза!».
...Зимой 1984 года в СССР, в гости к своему другу, режиссёру Данелии, приехал итальянский сценарист Тонино Гуэрра. Теплолюбивый итальянец оказался не готов к русским морозам и обратился к Георгию Николаевичу: «У вас в России слишком холодные и длинные зимы — сделай сказку, чтобы можно было согреться».
Идея Данелии, который был уже известным режиссёром, понравилась, и очередной фильм он решил снять в жанре фантастики, при этом переместив действие в какое-нибудь тёплое место.
Поначалу его выбор пал на «Остров сокровищ» Стивенсона, но, обсуждая сюжет со сценаристом Резо Габриадзе, решили его изменить настолько, что в итоге получилось совершенно оригинальное произведение. При этом сценарий переписывался даже по ходу съёмок: в некоторые эпизоды вносили изменения, другие убирали полностью.
Так, например, фрагмент, в котором герой Леонида Ярмольника продаёт космическую пыль, полностью исчез из сюжета. Соответственно, и самого актёра в фильме нет. Более того, пришлось менять и название картины, ведь изначально по этому самому эпизоду лента и называлась — «Космическая пыль».
Новое же никак не приходило в голову режиссёру — помог Евгений Леонов. В перерывах между съёмками он, скучая, напевал песенку: «У меня портфель-фель-фель, а в портфеле киндза-дза-дза-дза…» Это немного исковерканное слово «кинза». И если других эта бессмыслица раздражала, то Данелия сделал из неё название фильма.
Кстати, не сыграл в культовой картине не только Ярмольник. Роль пацака Би досталась Валентину Гафту, однако он в последний момент по каким-то причинам отказался. Тогда Георгий Николаевич предложил её Юрию Яковлеву. По воспоминаниям актёра, он как раз в тот момент лежал в больнице, однако имя режиссёра и возможность сыграть в компании с Евгением Леоновым и Станиславом Любшиным возымели удивительный лечебный эффект. И вскоре Яковлев уже был на съёмочной площадке.
Данелия восхищался талантом Борислава Брондукова и пригласил его на роль одного из чатлан, но накануне съёмок актёра сразил инсульт — остались лишь фотографии с проб.
Не смог найти время для этой картины и Ролан Быков, а вот немецкого актёра Норберта Кухинке, уже снимавшегося у Данелии, не захотели видеть в фильме чиновники Госкино.
Наконец укомплектовав команду, режиссёр задумался о месте съёмок. Жаркую планету Плюк снимали в Туркмении в пустыне Каракумы. Съёмки были запланированы на весну, однако проходили в самый разгар лета, когда столбик термометра поднимался выше 60 градусов по Цельсию. А всё потому, что пропала главная декорация картины — пепелац.
«Мы снимали в Каракумах в самую жару. А наш пепелац по ошибке был отправлен во Владивосток. И мы его ждали полтора месяца. Сначала для съёмок планировались очень сложные механизмы, но ничего не получалось», — позже рассказывал Георгий Николаевич.
Действительно, на железной дороге что-то перепутали, и пепелац отправили на Дальний Восток вместо Небит-Дага, где располагалась группа. Говорят, даже потребовалось вмешательство КГБ, чтобы реквизит доставили по назначению. В итоге время было упущено, но и на этом злоключения пепелаца не закончились: художник-постановщик решил придать ему большей достоверности и слегка подкоптить, но в результате вся обшивка сгорела, так что транспортное средство пришлось восстанавливать.
С языком инопланетян режиссёр и сценарист решили не заморачиваться: за основу взяли уже существующие слова из других языков и переиначили их. Так, представитель власти «эцилопп» — это английское «police» наоборот, «пацак» — это либо «кацап», либо «пацан», спичка «КЦ» — это «ЦК» (КПСС).
А вот с музыкой всё оказалось не так легко. К сотрудничеству Данелия пригласил земляка Гию Канчели, который уже писал музыку для его картин. Но в этот раз Георгия Николаевича всё не устраивало. Музыка, которую исполняют инопланетяне, должна была быть очень простой, даже примитивной, и Данелия настаивал, чтобы Канчели максимально упростил то, что уже написал.
«В конце концов дошло до того, что пришлось издавать звуки, скребя бритвой по стеклу. А в это время герой Евгения Леонова произносил своё знаменитое: “Ку“», — рассказывал композитор.
В 1986 году фильм вышел на экраны, причём цензура пропустила его без правок. А всё потому, что чиновники восприняли его как сказку, не сумев обнаружить в нём второе дно, весьма не безобидную сатиру.
По этой же причине картина провалилась и в прокате: люди взрослые не понимали её притчевости. А вот молодёжи лента понравилась.
С каждым годом «Кин-дза-дза!» набирает популярность, и вот уже более трёх десятков лет мы смотрим эту картину, цитируем и не перестаём удивляться её актуальности и сегодня...
👉 При подготовке материала использованы фотографии и информация из открытых источников в Интернете👈
Статья не является научным исследованием. Автор оставляет за собой право модерации комментариев.
По вопросам сотрудничества, издания книг и размещения рекламы обращайтесь на эл. почту izdat@soyuz-pisatelei.ru
Уважаемые читатели! Спасибо, что вы с нами. Подписывайтесь на блог✔, ставьте лайки, делитесь с друзьями↪. Нам очень важна ваша поддержка! ✌
Читайте также: 👇👇👇
«Джентльмены удачи»: как всё было на самом деле