Найти тему
Игорь Рыбаков

Как вести себя во время кризиса. Личная история Игоря Рыбакова

Сейчас мы поглощены одним из сильнейших мировых кризисов в истории. Очень многие малые компании обанкротились, многие средние предприятия продают активы, мечутся. Так же метались мы в свое время, когда моя компания ТЕХНОНИКОЛЬ проходила кризис 2008 года.

Я расскажу историю, почему не надо метаться, какую ошибку совершают люди в период кризиса, когда принимают поспешные решения и какие уроки надо извлекать из каждого кризиса, чтобы следующие кризисы проходить легче.

В 2008 году мою компанию ТЕХНОНИКОЛЬ накрыло очень серьезно. Мы, будучи иллюзорными молодыми предпринимателями, наслушались консультантов, банкиров и набрали кучу кредитов для расширения бизнеса. Из-за наступившего кризиса банки внезапно пришли отзывать эти кредиты... Нам было очень плохо, потому что мы вдруг поняли, что всё, что мы делали 15 лет, в один момент может превратиться в ноль.

В общем, пришли эти банкиры, сели и говорят: «Требуем погасить кредиты прямо сейчас». Мы просили дать нам отсрочку, но у банков была однозначная позиция: они конкретно пришли забирать наш бизнес.

Я не знаю, что произошло со мной в тот момент… Я вышел из переговорной, пошел к себе в кабинет, взял автомат (это был муляж), зашёл в переговорную комнату, передернул затвор и сказал: «Нам нужно три месяца. Через три месяца мы все вернем».

В общем, они ушли… Конечно, я знал, что перешел какую-то линию, но это был тот случай, когда мое тело, мое сердце, моя душа вели меня куда-то. Нужно было избавиться от давления этих банкиров, потому что они реально парализовали деятельность нашей компании.

В то время я сформулировал выводы, как нужно вести себя во время кризиса:

  • Умеешь быстро расти — умей быстро сжиматься. Когда вдруг начинаются неблагоприятные обстоятельства, ты обязан уметь быстро сжаться, затаиться, а не растрачивать себя в попытках что-то сделать.
  • Ни в коем случае нельзя продавать активы, когда хочешь снизить долговое бремя. В этот момент активы стоят в два, в три, в пять раз дешевле. Ты просто фиксируешь убытки. Даже если ты все продашь, ты никогда не сведешь концы с концами.
  • Не давай кризису пройти без пользы для тебя. Используй кризис для того, чтобы повысить производительность труда в бизнесе. Сделай так, чтобы, когда придет следующий кризис, ты легче переживал его.
  • Не стоит брать долгосрочные кредиты у банков. Это настолько снижает мобильность и дееспособность принятия решений, это привязывает тебя на некий путь и рельсы, которые ты не можешь нарушить. А если ты нарушил, то ты отдашь всё, что наработал до этого, и в результате становишься рабом.

Нужно помнить, что кризис — это не время для уныния. Кризис — это повод выиграть, повод изменить какие-то внутренние настройки в себе, чтобы перенастроить себя как минимум на выживание, как максимум процветание.

Желаю вам удачи! Смотрите мои видео на YouTube-канале, где я делюсь своим предпринимательским опытом:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц