Впервые о радиосвязи в автомобиле я задумался, готовясь в автопутешествие на море в 2014 году. Изначально планировалось посетить Крым. Но события осени 2013 и весны 2014 года в сопредельном государстве внесли коррективы в нашу поездку. Очереди на паромы порта Кавказ были огромны и мы оказались в переполненном Геленджике с двойными ценами на жильё. Двигаясь по трассе ты как пуля несешься навстречу неизвестности. А что нас ждет впереди? Пробка? Или туман, в котором произошла авария из нескольких десятков машин? В отличии от легковушек есть люди на трассе, которые могут заглянуть немного вперед, это дальнобойщики, которые общаются на 15 канале CB-диапазона (27,135 МГц 15 канал европейской сетки “C” с AM-модуляцией). Это их «интернет», где покушать, где отдохнуть, тебе всегда подскажут и предупредят об опасности. Мы же как слепые котята.
В 2018 году был открыт Крымский мост и в этот раз мы уже планировали поездку на 2 автомобилях. Снова встал вопрос о необходимости радиосвязи в дороге, хотя бы между автомобилями. Дорожную ситуацию нам уже позволяли контролировать сервисы Яндекс, которые уже были достаточно популярны. Котята начали немного прозревать))) Я с другом уже приобрел популярную в народе портативную радиостанцию Baofeng UV-5R с известной торговой площадки из Китая. Нами была протестирована дальность связи данной портативки, несколько видов антенн и опробована работа в условиях леса и пересеченной местности. В эту поездку было гораздо веселее, мы общались друг с другом, предупреждали друг друга о дорожной ситуации и изредка встречали таких же путешественников на 2 канале PRM-диапазона (446,01875 Мгц). Даже строители моста работали на нем, ведь работы продолжались на железнодорожном участке. Мы даже боролись с «обочечниками», перекрывая им возможность выезда на обочину, нам в этом помогал водитель грузовика с автоплатформой. Все знают переезд на Тамани с затяжным подъемом, который почти всегда закрыт. Между собой мы действовали слаженно, а вот связи с водителями грузовиков у нас так и не было.
Постепенно с другом мы пришли к тому, что автомобиль необходимо оснастить радиостанцией и установить антенны. По достаточно приемлемым ценам можно приобрести радостанции для CB-диапазона, но где в них УКВ? Как нам связываться с маленькими станциями? Ставить 2 станции и 2 антенны - это слишком, не только дорого, но и не удобно. Куча проводов, тангент и мало места в зоне управления автомобилем. А вы видели антенны для CB-диапазона? Они размером с коня!!! У CB длинна волны 10 метров! Эффективная полуволновая антенна должна быть длинной 5 (пять!) метров. А устаревшая и неэффективная АМ-модуляция? Качество звука тоже оставляет желать. И прохождение сигнала непредсказуемое. Существуют УКВ-станции, которые позволяют слушать CB-диапазон и даже некоторые умеют имитировать передачу на нём. Это уже что-то. Поскольку среди водителей-профессионалов на грузовиках встречаются тоже очень «интересные» ребята и полезно знать, что у них в голове и эфире. Мы приобрели в 2019 году две станции и антенны по 130 см на магнитных основаниях у меня на крышу (потому что хэтчбэк), а у друга на плоскость багажника (седан) и забронировали участки поверхности под магнит пленкой.
Поездили мы с этими универсальными антеннами (тоже из страны - родины бумаги и пороха) и они начали лагать. В данный момент у меня уже 4 разные антенны, 2 из которых для 2 канала PRM-диапазона. Я выезжал к опытным радиолюбителям, которые проводили их настройку по резонансной частоте и КСВ (коэффициент стоячей волны). Длинна антенн для нашей частоты 446,01875 МГц составляет менее 40 сантиметров (поэтому диапазон УКВ и называют дециметровым). А представьте мачту размером 130см, 5см магнит и машина около 150см, выходит габарит 2,85 метра – далеко не везде проедешь. Или нырнешь в низкий туннель, антенна улетит с крыши и может произвести ущерб другим транспортным средствам или поранить человека. Парусность антенны так же создает сопротивление при езде. Не мудрено что на больших скоростях на слабых магнитах антенну тоже может сдуть. Качество связи на УКВ очень хорошее, передаче сигнала используется FM-модуляция (по-русски частотная модуляция или ЧМ).
Сколько веревочке ни виться, а так же 50-омному кабелю RG-58 по кузову автомобиля, а время Си-Би диапазона ушло. Оставим его радиолюбителям для опытов с дальними прохождениями радиоволн. А автолюбителям пора обратиться к более совершенным технологиям и лучшему качеству радиосвязи. В Российской федерации существует 3 диапазона которые доступны для использования гражданами в своих личных целях. Си-Би диапазон, 10 метров, 27МГц с разрешённой мощностью до 10 Вт, (а по новым данным, до 4 Вт) разрешено использовать радиостанции с любыми типами антенн. Только вот некоторые автолюбители устанавливают усилители на антенны до 150 и даже 300 Вт. Ну что бы прожигало пространство. LPD диапазон, (Low Power Device) — это диапазон радиочастот для маломощных устройств, входящий в международную сетку промышленных, научных и медицинских частот. На этой частоте работают маломощные радиостанции, брелоки различных сигнальных систем и радиопульты. Длинна волны около 70см, частота около 433МГц с разрешённой мощностью до 0,01 Вт, разрешено использовать радиостанции со встроенными антеннами. Но из-за слишком низкой разрешенной для работы мощности нам он не интересен.
А вот диапазон поинтереснее: PMR (Private Mobile Radio) – безлицензионная европейская система портативной радиосвязи. Как и LPD, она находится в УКВ-диапазоне (UFH), но в отличие от него тут уже можно пользоваться передатчиком с мощностью не более 0,5Вт. Длинна волны около 70см, частота около 446МГц. Шаг сетки: 12,5 кГц, симплексный тип радиосвязи. Сетка частот:
Номер канала - Частота (МГц)
1 - 446.00625; 2 - 446.01875; 3 - 446.03125; 4- 446.04375;
5 - 446.05625; 6 - 446.06875; 7 - 446.08125; 8 - 446.09375.
Обычно 8 канал используют для вызова собеседника и помощи. Основная масса современных радиостанций способна принимать сразу на 2 приёмника, поэтому автолюбителям я рекомендую один приёмник на 2 канал, а второй на 8. Остальные 6 каналов можно использовать для свободного общения не связанного с автомобилями.
Моя цель – популяризация общения среди автолюбителей и я не несу никакой скрытой рекламы. О диапазонах, радиостанциях и радиосвязи вообще - довольно много информации в открытых источниках. Я в последующих статьях расскажу о своем опыте работы с радиостанциями, антеннами и многих подводных камнях.