Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Центр экономических исследований и реформ выяснил, как пандемия коронавируса повлияла на деятельность предприятий. Сильнее всего пострадали гостиничный бизнес и сфера питания, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
В июне 2020 года Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при поддержке Программы развития ООН в Узбекистане (ПРООН) опросил руководителей малых и средних предприятий о том, как пандемия и введенные правительством профилактические меры повлияли на их работу.
Несмотря на пакет мер по поддержке бизнес-сообщества, компании продолжают испытывать значительное воздействие в связи с пандемией. В особенно уязвимом положении находится сфера малого и среднего бизнеса, отметили в ЦЭИР.
В опросе приняли участие 887 руководителей предприятий из 14 регионов республики в возрасте от 18 до 79 лет. Среди них подавляющее большинство (79%) составили мужчины, на долю женщин пришлась пятая часть от общего числа опрошенных (21%).
78% респондентов указали, что их компания продолжает работу в условиях карантина. При этом доля организаций, остановивших предпринимательскую деятельность на время карантина, наиболее высока в Ташкенте (31%) и в Республике Каракалпакстан (31%).
Почти во всех отраслях доля предпринимателей, сообщивших о продолжении деятельности на фоне пандемии, составляет не ниже 65%. Исключением является сфера услуг проживания и питания, где работу продолжают только 30% компаний.
О сохранении спроса на прежнем уровне за последние 30 дней заявили 35% респондентов, о снижении спроса - 24%. При этом сильнее всего спрос на товары и услуги упал в Наманганской области (38%), Республике Каракалпакстан (35%) и Ташкенте (41%).
Наибольшее значительное падение спроса наблюдалось в секторе услуг проживания и питания (47%).
Больше половины предприятий (55%) не меняли свою организационную политику в отношении поставщиков. В то же время 7-8% предприятий пришлось искать новых поставщиков и уменьшать объемы закупок.
Наиболее часто отсутствие изменений отмечали руководители предприятий, работающих в сфере транспортировки и хранения – 68%. В сфере услуг проживания и питания 16% предприятий заявили о приостановке закупок.
67% предприятий сообщили, что после введения мер, связанных с пандемией, их расходы не снизились. Только 1% респондентов остановил свою деятельность и подал запросы на получение субсидий от государственных ведомств. При этом об отсутствии изменений в снижении расходов отвечали в 85% представители малого и среднего бизнеса из отрасли сельского, лесного и рыбного хозяйства, в 80% - из сферы информации и связи, в 48% - из сферы услуг проживания и питания.
59% от общего числа респондентов указали на отсутствие каких-либо изменений в работе с рынками сбыта во время карантина. 7-8% участников пришлось договориться с клиентами о задержках в сроках поставок и о снижении цен на продукты и услуги.
Значительное количество представителей малого и среднего бизнеса (64%) не изменили планы касательно развития их бизнеса с момента начала пандемии, 5-6% предприятий начали освоение новых форм ведения бизнеса и ускорили разработки новых видов товаров и услуг.
Анализ показал, что основная часть организаций не прекратила предпринимательскую деятельность на фоне пандемии COVID-19 и карантинных мер. Трудоустроенные сотрудники, в основном, продолжили работу. Увольнения практиковались редко.
Среди секторов экономики наиболее пострадавшими оказались сфера предоставления услуг населению по проживанию (гостиничный бизнес) и сфера питания.
В вопросах управления персоналом данная сфера характеризуется массовой приостановкой деятельности, невозможностью перевода работ в удалённый формат, частыми отправками в отпуск (особенно неоплачиваемый) и увольнениями, сокращением зарплат и дополнительных выплат для оставшихся в штате работников.
Около половины компаний данного сектора считают себя неготовыми к продолжению карантина более 2-3 месяцев.
Наименее затронутым сектором выступает сельское, лесное и рыбное хозяйство. Здесь в основном наблюдается продолжение работ, сохранение или даже увеличение заработной платы. Спрос на сельскохозяйственные товары сохранился на прежнем уровне, выручка, как правило, не была снижена. Среди указанных проблем встречаются лишь умеренные трудности доступа к рынкам сбыта.
Предприниматели дали оценку правительственным мерам по поддержке бизнеса.
Достаточно эффективными признаны значительное снижение (на 20-50%) процентных ставок по краткосрочным кредитам (до 1 года), платы за аренду государственных активов, социальных отчислений и налогов на трудовые доходы, НДС и акцизов за требуемый период. Список дополняют субсидии и гранты на поддержку бизнеса и единовременные выплаты социальной помощи (по 5 миллионов сумов) наёмным работникам компаний.
Пакет сравнительно эффективных мер состоит из кредитных и налоговых каникул, продлений государственных гарантий (все – сроком на 1 год), защиты от импорта путём значительного повышения таможенных тарифов и налоговых каникул для наёмных работников.
Некоторые представители сектора транспортировки и хранения указали, что для них кредитные и налоговые каникулы являются малоэффективными мерами.
На вопрос о поддержке, которая более всего нужна организациям в настоящий момент, предприниматели чаще всего отмечали налоговые вычеты (42%) и снижение процентных ставок по кредитам (38%). Далее расположились варианты отсрочки налогов и сборов (24%), платежей по кредитам (19%). Лишь 6,5% предпринимателей заявили, что их компания не нуждается в поддержке.
Как отметили в службе по связям с общественностью ЦЭИР, респонденты продемонстрировали очень высокий уровень позитивного настроя по поводу дальнейшего развития своих организаций.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.