Системный подход к анализу сложившейся криминогенной ситуации в России убеждает в необходимости разработки новых конструктивных подходов, описывающих реальность как в фактологическом, так и процессном измерении. Взаимосвязь названных шкал образует своеобразную замкнутую фигуру, в точках излома которой располагаются такие связующие элементы как социум, бюрократия, власть и девиация. Государство посредством бюрократического аппарата реализует властное управляющее воздействие на общество, легитимизируя своё право управления в соответствующих нормативно-правовых документах. В ответ на давление со стороны органов государственного управления социум генерирует разнообразные и опасные с точки зрения управляющей системы отклонения от вменяемых в сознание граждан норм.
Коррупция, по большому счёту, способ трансформировать «протестное поведение рядовых граждан» в такие формы, которые транслировали бы определённые и устойчивые стандарты общежития и исполняли бы регулятивные и контролирующие функции социального и экономического развития. Речь идёт о благоприятной для госаппарата конъюнктуры, когда максимально возможное количество населения напрямую или опосредованно втянуто в полукриминальную (или криминальную) деятельность.
Такое положение дел с одной стороны увеличивает значимость управляющей системы, а с другой, позволяет сконцентрировать репрессивные средства управления в руках немногочисленной, но обличённой властью группы лиц. Именно по этой причине, при всей наглядной активности в противодействии коррупции страна остаётся в аутсайдерах рейтинга благополучных стран мира. Рассмотрим динамику и темпы перемен по противодействию коррупции в России на протяжении 20 лет с момента принятия соответствующего указа президента.
Обратимся к материалам международной организации Transparency International, которая с 1995 года составляет рейтинг стран, отражающий оценку уровня восприятия коррупции аналитиками, предпринимателями и обычными людьми. Индекс восприятия коррупции (ИВК) представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 10 (отсутствие коррупции). Россия фигурирует в этом рейтинге с 1996 года и стабильно занимает низкие места (что означает высокий уровень коррупции в стране), период, предшествующий анализируемому периоду выделен цветом (табл.1).
Следует понимать, что приведённые цифры свидетельствуют не только о низкой эффективности реализуемых мер, но и о значительном росте количества участников коррупционных сделок, а также масштаб и объём финансовых средств, вовлечённых в потоки, неконтролируемые со стороны органов власти и общества. Отчасти это связано со стабилизацией экономической ситуации в Российской Федерации и о значительном росте количества чиновников, участвующих в принятии «рентабельных решений» в пользу криминальных экономических структур.
Некоторые успехи «борьбы с коррупцией» на низовом (бытовом) уровне не сказываются сколько бы значимо на ситуации в целом. Проводимая реформа правоохранительных органов (начата в 2011 г.) оздоровила названную структуру, но при этом вывела коррупционный процесс на более высокий – институциональный уровень. Размеры хищений поражают воображение рядовых граждан и не позволяют органам правопорядка утвердится в сознании населения как «борцов за социальную и экономическую справедливость». Это же, в свою очередь, сохраняет негативное мнение о составе и деятельности МВД России, структуры, не выполняющей своей главной функции – охраны порядка и законов государства.
Transparency International также регулярно проводит исследование «Барометр мировой коррупции», в котором отражается мнение граждан о том, какие государственные или общественные институты наиболее подвержены влиянию коррупции. Оценка даётся в баллах от 1 (отсутствие влияния коррупции) до 5 (наивысшая коррумпированность). Для РФ эти показатели выглядят следующим образом (рис.1).
Учитывая специфику опросов уважаемой международной организации, не следует, однако, игнорировать факт инерционности мышления россиянина, который при отсутствии явных фактов прогрессивных изменений (частично носящих скрытый, сугубо служебный характер) логично остаётся на предыдущем мнении о деятельности ОВД.
Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте "Независимый советник".
Кстати, в библиотеке нашего сайта имеется множество книг и справочников, содержащих советы юристов по различным отраслям права, которые можно скачать бесплатно.
Чтобы читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал. Наша задача - делиться с вами только полезной информацией.
А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.