ЧИТАТЬ НАЧАЛО СТАТЬИ "СОВЕТСКИЙ ФЭШН"
На творческой съемке можно воплощать все, что хочешь. Снимая для магазинов вынужденно работаешь с той одеждой, которую необходимо продать здесь и сейчас. На коммерческих съемках мало свободы, творчество же способно раскрыть весь потенциал, и результат таких съемок как правило значительно выше в художественной и смысловой составляющей. Да и одежда для творческих съемок подбирается иначе, в первую очередь интересует характер, харизма, текстура. Вот почему раз в месяц мы со стилистом приезжаем, смотрим и выбираем то, что будет подходить на ближайшие съемки.
Стилист может поступать хитрым образом, подавая одну и ту же вещь посвоему. Тот же классический костюм на мужчине и женщине будет выглядеть по-разному.
Например, белый брючный костюм на мужчине будет выглядеть довольно необычно даже без использования каки-то дополнительных элементов. На женщине же с добавлением аксессуаров он заиграет совершенно иначе. У зрителя же создастся впечатление того, что это абсолютно разные костюмы.
Когда мы использовали белый костюм в сочетании с укрывным материалом, мы проводили параллель с фатой. Вот почему серия называется «Last Lost» – последний потерянный. Белый цвет – это легкость, мягкость, невинность. В современной реалии это совершенно не так и все мы не без греха, именно поэтому используются эти два термина «Last» и «Lost» для описания образа.
Этот же костюм мы использовали на съемках с Fujifilm, где в прямом эфире обрили модель наголо. Другой характер, более экстравагантная и провокационная подача, все это совершенно иначе работает на подсознание зрителя, вызывает другие эмоции.
Как и в случае с идеей образ может начинаться с одного простого элемента гардероба. На моей съемке «Last Lost» таким элементом стала сумка-шопер модного российского дизайнера Романа Уварова. Мы просто покрутили ее в руках и решили что она напоминает стекло витрины или аквариум.
Объединив эти мысли мы подумали, что будет здорово наполнить ее водой и запустить туда рыбок. Золотые рыбки – слишком просто и банально для нас, поэтому вместо живой рыбы мы взяли высушенную в прозрачной вакуумной упаковке. Такой подход позволил создать нам многослойность. Шоппер, вода, прозрачный упаковочный пластик и рыба – все это слои, создающие визуальный объем. Точно такая же многослойность присутствует и в самой одежде – рубашка, жилетка, куртка.
Такой же многослойности мы постарались достигнуть внутри локации, найти в ней элементы, напоминающие характер и детали образа. Вода, в которой находится объект съемки, обрамленный квадратным сводом железнодорожного моста или вписанный в круг бетонной водосточной трубы, и так далее. Эти элементы на съемке первого довольного классического образа отлично перекликаются с элементами второго, где используется сушеная рыба в шоппере. К слову, обрамление так же используется и в случае со съемкой третьего образа в надземном переходе. Именно такие связи между фотографиями, сделанными в разном окружении, позволяют создать гармоничную серию. Безусловно единая стилистика съемки, главный объект и цвет на снимке так же влияют на общее восприятие серии. В нашем случае серия монохромная.
ЛОКАЦИЯ
Важно искать места, интересные с точки зрения геометрии, форм, линий и многообразия элементов. Линии в кадре задают направление движения взгляда зрителя. Используя круг вы можете моментально сконцентрировать внимание. Или наоборот плавно подвести зрителя к смысловому центру с помощью стремящихся к нему пространственных диагоналей. Вот почему одним из важнейших возникших правил поиска локации является ее многообразие.
Когда вы ищете локацию необходимо помнить о том, что внутри одного глобального места съемки должно находиться множество небольших. Представьте ситуацию, вы приезжаете на съемку в абсолютно равномерное поле, где нет ни одного дерева и никаких других элементов. В качестве окружения для объекта в распоряжении у вас только небо и трава. Нет разнообразия линий, форм, текстур, фактур, настроений элементов. А теперь представьте, что вы приезжайте на территорию старого завода, где хорошо сохранились витражные окна с рамами, имеющими множество горизонтальных и вертикальных перемычек, станки, металлические несущие конструкции - колонны, балки и т.п., двери, ворота, оштукатуренные и не оштукатуренные стены, плитка разных узоров и цветов на полу, пожарные лестницы, арки, чердаки, крыши и так далее. Очень богатый выбор для локализации места съемки определенного кадра. Ко всему прочему очень разнообразный свет в каждом из отдельных уголков такой локации. Все это провоцирует мозг фотографа работать и упорядочивать элементы.
Вариативность – важная черта характера вашей локации.
Съемка – это всегда очень живой процесс, подверженный изменению настроения под действием коллективного разума съемочной команды. И именно вариативность и многообразие локации помогают найти идеальное сочетание образа и окружения.
Очень хорошо когда на съемке присутствует элемент импровизации. Импровизация дает неподдельные ощущения процесса созидания. Я считаю, что довольно скучно видеть точное воплощение того, что было задумано. Получается, что финал произошел еще где-то там в «лаборатории», где была нарисована раскадровка. Именно импровизация делает фотографа одновременно творцом и сторонним наблюдателем процесса. Двойной кайф. По крайней мере так происходит на моих съемках.
Когда мы выезжали на съемку «Lost Last» я знал, что мы поедем куда-то загород, но в какую именно сторону не представлял. У меня всегда есть с десяток интересных мест, припасенных на будущее. Фокус в том, что любое место съемки словно живое, оно имеет разное настроение, вернее сказать, оно дает разные ощущения внутри человека в разное время. На это влияет свет, погода и так далее. Я всегда доверяюсь внутреннему чутью, когда выезжаю на локацию. Так, например, мы проезжали мимо надземного перехода рядом с холмами и подумали, что хорошо будет поснимать именно тут образ с рыбой в сумке-шопере, но для этого потребуется вода. Это в свою очередь привело нас на локацию с ручьем под железнодорожным мостом.
Одними из первых в серии стали фотографии, где Никита лежит на плите на укрывном материале, который изначально нужен был для защиты одежды от грязи, но в последствии дополнил образ. Через несколько минут так и произошло. Когда Никита зашел в воду необходимо было куда-то деть укрывной материал, мы решили, что самое подходящее место на голове модели. Вот почему полное создание идеи не заканчивается в стенах «лаборатории».
При выборе места съемки не стоит забывать о спокойствие и единении. Когда вы приезжайте на локацию, где абсолютно нет людей и отвлекающих факторов, вы лучше работаете, более тонко чувствуете настроение каждого участника съемки и больше погружаетесь в процесс.
ТЕХНИКА
Безусловно фототехника является одним из главных инструментов создания выразительных фотографий. Ну даже если в вашем распоряжении нет внушительного комплекта фототехники, высококлассных объективов, профессионального осветительного оборудования, вы всегда можете найти выход для того чтобы создать потрясающую серию фотографий. Например, вы можете воспользоваться старым советским объективом который остался от вашего прошлого фотоаппарата или достался вам по наследству и с его помощью сделать интересную съемку. Старая оптика создает особую атмосферу на фотографии, которой присуща мягкая картинка с налетом времени. Что касается света – используйте тот, что есть на съемочной площадке и наблюдайте за тем, как он работает в каждом уголке локации.
Многие обращают внимания совсем не на те вещи, на которые стоило бы. Пока в интернете бушуют ожесточенные споры о том, какой «стекло» лучше, у кого длиннее «хобот», кто меньше «сосёт» пыли и так далее, кто-то просто встаёт и делает крутые фотографии. На самом деле абсолютно все равно какой объектив. Снимайте на тот, который есть – хорошее правило для расслабления мозга.
Я говорю о том, что гораздо важнее идея. Ведь крутые снимки были еще до цифровой эпохи и создавались они на медные и стеклянные пластины. Какой смысл обсуждать 1.4 на линзе или 2.0? Лично меня это интересует в последнюю очередь. Когда я делаю фотографию на свой Fujifilm X-T3 я не размышляю о какой-то ерунде, а просто наслаждаюсь тем, что я могу перекинуть фотографии по Wi-Fi на свой iPhone, находясь в «полях», и сразу показать их всему миру. Это же просто безумство. И какая разница какой объектив одет?
Вот нет у вас дорогого объектива, идите фотографируйте на тот, который есть. Сейчас на барахолке можно купить Helios-44M за 1000 руб. И это на самом деле довольно приличное стекло для творческих съемок. Для меня, честно скажу, это не самое любимое фокусное расстояние, потому что я предпочитаю снимать на широкий угол, но иногда я специально снимаю в «экстремальных» бюджетных условиях. Это позволяет повышать мастерство.
Конечно для повседневной коммерческой работы объектив Helios-44M не подойдёт. Автофокус и правильная работа с электроникой камеры современных объективов дает неоспоримые преимущества. Но когда мы
говорим о творческих возможностях – старые советские объективы способны помочь. Лично для меня съемка на Helios-44M это дань уважения моему собственному прошлому, ведь это первым мой объектив. Я купил его еще в 2001 году и он «переезжал» с одной моей камеры на другую, каждый раз радуя шармом получаемой фотографии.
Если вы ни разу не фотографировали на мануальные объективы, то по началу может показаться что это очень сложный процесс. Но со временем вы поймёте что в отсутствии автофокуса есть и свои плюсы – не нужно дожидаться подтверждения фокусировки камеры, просто жмешь на «спуск» как только увидел подходящий кадр. При этом можно специально частично не фокусироваться на главный объект, сместив фокус внимания, скажем, на задний план. Тем самым дополнить снимок определенным смысловым оттенком, что порой человек и в социуме не имеет главного значения. Отсутствие необходимости подтверждения камерой фокусировки благоприятно влияет на работу мозга.
Когда мы говорим о творчестве, очень хорошо пускать в ход все возможные способы создания необычного кадра. Поставьте специально длинную выдержу – 1/15, 1/8, 1/4. Дайте свободу движения, дайте себе возможность получить не такую фотографию, которая обычно выходит. Вазелин, битые стекла, пленка и еще много всего. Если интересно – пишите, я с радостью отвечу вам в комментарии или напишу ещё одну статью, где раскрою все тонкости творческих приемов.
Я всегда советую несколько вещей, о которых стоит помнить при создании фотографии – руководствуйтесь внутренним чутьем; черпайте информацию из всех источников, но не забывайте ее фильтровать; будьте подвижными, настойчивыми и честными к себе; следите за тенденциями в мире в целом, не только в фотографии; стремитесь создать что-то уникальное; не бойтесь раскрывать свою сущность через фотографию; прислушивайтесь к людям, но внимательней всех слушайте себя самого, потому что это ваш кайф, ваша энергия, ваши эмоции и ответственность.
Я надеюсь, что информация, которую вы сегодня узнали, вам пригодится.
Всем спасибо и до встречи здесь на Яндекс.Дзен, на YouTube канале Fujifilm Russia и в моем социальном профиле в Instagram.
Текст и фото: Максим Самсонов
________________
ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ PHOTOCASA и ЧИТАЙ ЖУРНАЛ