В апреле-мае 2020 года россияне, как и жители других стран, испытали на себе событие, аналогов которому в мировой истории до сих пор не было. Из-за эпидемии коронавируса (по крайней мере так говорят правительства всего мира) была приостановлена деятельность многих промышленных предприятий, магазинов, торговых и досуговых центров, заведений общественного питания, образовательных учреждений, фитнес-центров, салонов красоты и т.д.
Для большинства граждан был введен период нерабочих дней. В России такой период длился с 30 марта по 11 мая 2020 года. Людям было рекомендовано придерживаться правил самоизоляции, то есть не покидать без необходимости своих квартир. В некоторых регионах ограничения носили рекомендательный характер. В каких-то городах, чтобы выйти из дома, нужно было даже оформлять специальный пропуск.
Граждане России (как и жители почти всех остальных стран мира) оказались практически запертыми в своих квартирах. Сегодня мы попытаемся проанализировать, как такой непривычный режим «самоизоляции» сказался на финансовых тратах людей: привел ли он к экономии денег или спровоцировал увеличение расходов.
На что россияне сократили свои траты
По вполне понятным причинам в некоторых сегментах расходы людей сократились почти до 0. Согласно оперативной оценке потребительской активности, проведенной Сбербанком, в апреле 2020 года более чем на 90% снизились траты граждан в категориях «Турагентства», «Отели», «Авиабилеты», «Ювелирные изделия».
На 80% уменьшились расходы людей в сегментах «Аренда автомобилей», «Салоны красоты», «Оплата парковок», «Спорт».
На 60-70% сократились траты на покупку «Одежды и обуви», «Развлечений», «Товаров для красоты», посещение «Кафе, баров, ресторанов», «Поездки на местном транспорте».
О сокращении своих трат свидетельствуют также и сами россияне. Например, один из жителей Москвы оставил следующий комментарий: «Нас в семье трое. Проездной на метро обходится в 2000 рублей. Плюс много средств тратится на одежду и развлечения. Поэтому на карантине экономия выходит приличная».
А вот — сообщение пенсионерки из Удмуртии: «Сама себе не верю. За 20 дней изоляции расходы составили меньше 6 тысяч рублей. Вот что значит реже ходить в магазин и сидеть дома. Сэкономила на ветровку и кроссовки»
Каковы причины сокращения расходов? Думаем, что здесь можно выделить три составляющие.
- По решению правительства была приостановлена деятельность целых отраслей экономики. Из-за введения режима самоизоляции люди просто вынуждены были прекратить тратить деньги на путешествия, посещение массовых мероприятий, фитнес-центров, ездить на транспорте. Так как многие торговые центры не работали больше месяца, гражданам негде было покупать новую одежду, обувь, украшения и другие непродовольственные товары. Заведения общественного питания могли продавать готовые блюда только «на вынос».
- Длительный период нерабочих дней, скорее всего, вызовет глобальный экономический кризис. Сколько он будет длиться и к каким последствиям приведет, сейчас не знает никто. В атмосфере нестабильности люди всегда предпочитают не тратить деньги, а накапливать их.
- В результате закрытия многих предприятий их сотрудники были уволены, отправлены в неоплачиваемые отпуска, в лучшем случае сильно уменьшилась их зарплата. Люди, оказавшиеся в трудном финансовом положении, просто не могли поддерживать траты на прежнем уровне.
Какие расходы изменились незначительно
Почти не снизились или даже немного повысились траты россиян на продукты питания, домашних животных, лекарства, а также на бытовую технику, электронику и компьютеры. Большинство из этих товаров входит в группу предметов первой необходимости, которые люди вынуждены приобретать даже в кризис.
Если проанализировать расходы граждан на продукты питания, то можно заметить, что здесь россияне разделились на три примерно равные группы. Согласно исследованию сервиса «Работа.ру» и службы доставки «Самокат», 35% жителей нашей страны на самоизоляции потратили на еду меньше, чем обычно. Кто-то из них, возможно, в целях экономии денег отказался от покупки дорогостоящих продуктов. У кого-то, к сожалению, снизились доходы.
В то же самое время 38% россиян на приобретение продуктов питания потратили больше обычного. Причин здесь может быть несколько. Во-первых, все члены семьи больше месяца безвыходно сидели дома, и их нужно было кормить. Во-вторых, у хозяек появилось больше свободного времени, и они смогли пробовать новые рецепты. А кто-то выходил в магазин, чтобы под этим предлогом прогуляться, и там ему приходилось что-то покупать.
27% наших сограждан отметили, что их траты на еду никак не изменились. Сбербанк же в апреле 2020 года зафиксировал увеличение расходов в сегменте «Продуктовые магазины» на 5,9% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Траты граждан России на покупку таких непродовольственных товаров, как бытовая техника и компьютеры, упали не настолько сильно, как на одежду и косметику. Снижение продаж в этом сегменте составило всего 9,8%. Тут, скорее всего, сказалась привычка людей покупать такие товары через интернет. Для этого посещение торговых центров, которые оказались временно закрыты, не обязательно.
Вполне возможно, что кому-то из покупателей компьютерная техника понадобилась на самоизоляции по причине перевода на удаленную работу. А кто-то даже в надвигающийся кризис не смог отказать себе в покупке продвинутого дорогостоящего гаджета. О таком случае сообщает, например, вот эта женщина: «Моя внучка собрала все деньги, которые у нее были накоплены, дополнительно заняла у меня и купила себе новый телефон за 80 тысяч. Скучно же без него на карантине».
Что касается трат на лекарства, то в апреле зарегистрировано их снижение на 3,4%. Однако за время эпидемии россияне потратили рекордное количество денег на приобретение медицинских масок, перчаток и антисептиков.
В каких сегментах расходы россиян возросли
В связи с длительным нахождением дома увеличились траты людей на покупку «Цифровых товаров». Рост здесь составил рекордные 22%. В большинстве случаев граждане тратили деньги на контент развлекательного характера — фильмы и музыку. Часть россиян стала чаще покупать образовательные курсы. Кто-то на самоизоляции приобретал себе информацию по основам здорового образа жизни (правильному питанию, йоге, фитнес-тренировкам).
Существенно выросло также количество покупок в онлайн-магазинах. Именно сюда переместилась продажа одежды, обуви, парфюмерии, косметики и прочих товаров, которые стали недоступны в торговых центрах. За апрель рост трат в этом сегменте составил 7%. А в период с 27 апреля по 10 мая 2020 года Сбербанк зафиксировал взрывной рост трат россиян в онлайн-ритейле (на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Также зафиксировано существенное увеличение расходов на покупки в винных магазинах — на 18%. И, если статистика нас не обманывает, то россияне на самоизоляции были не прочь развеять скуку бокальчиком-другим доброго вина.
А как у них
Одной из самых пострадавших стран из-за коронавируса в Европе стала Италия. Условия карантина там тоже были очень жесткими. Давайте сравним, как изменились траты на карантине у итальянцев и россиян.
Жители Италии также смогли существенно сократить свои траты. «Мы больше не ходим в рестораны, в кино, никакого шопинга, никаких аперитивов — карантин очень способствует экономии» — признаются жители этой страны. Все расходы людей свелись, в основном, к покупке еды.
Очень сильно уменьшились траты граждан Италии на транспорт. В связи со снижением деловой активности и падением спроса на нефть и бензин топливо в этой стране стало дешевле (в среднем на 10 евроцентов за литр). Пробок на дорогах тоже стало меньше. Если раньше человек доезжал до своей работы за 45 минут, то во время карантина он делал это за 15 минут (соответственно, сократилось потребление бензина). Также была временно отменена плата за парковку в центре города (ранее она составляла около 4 евро за 8 часов).
Что касается покупки продуктов питания, то тут траты многих итальянцев выросли. Кто-то из-за большого количества свободного времени стал экспериментировать с новыми рецептами. Кто-то, сидя дома, стал более тщательно следить за качеством еды. Однако, естественно, практически к нулю свелись расходы в кафе и ресторанах.
Еще одна характерная тенденция — в связи с массовым переводом многих специалистов на удаленный режим работы в Италии значительно выросли расходы людей на покупку IT-оборудования (компьютеров, веб-камер, наушников и т.д.). В некоторых городах даже возник дефицит подобной техники. Например, по некоторым сведениям, срок доставки бюджетных ноутбуков увеличился до 1-2 месяцев.
Итого: удалось ли россиянам сэкономить на самоизоляции
В целом, по сведениям Сбербанка, в апреле 2020 года граждане нашей страны потратили денег на 26,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Больше всего расходы наших сограждан сократились на услуги — на 57%. В номинальном выражении они опустились до уровня далекого 2007 года.
Значит ли это, что после выхода с самоизоляции сэкономившие деньги россияне или итальянцы выйдут более обеспеченными? К сожалению, нет. Остановка деятельности многих предприятий поставила их бизнес на грань банкротства. Предприниматели, не получившие доход, не имеют возможности платить своим работникам зарплату. Доходы многих людей резко сократились, а кто-то вообще потерял работу. В этом смысле ситуация в России, Италии и других странах мира очень схожая.
После выхода с карантина и самоизоляции многие люди окажутся беднее, чем до того. По этой причине в будущем их траты, вполне возможно, сократятся еще сильнее.