Найти тему
Стакан молока

О моем брате

Вячеслав Богданов (24.09.1937, д. Васильевка Мордовского р-на — 11.07.1975, Москва)
Вячеслав Богданов (24.09.1937, д. Васильевка Мордовского р-на — 11.07.1975, Москва)

Вспоминая Вячеслава Богданова

Мне доводилось часто слышать от него, что он великий русский поэт. Это было не бахвальство, не заносчивость, это было душевное стремление к вершине поэзии, это была здоровая зависть к таланту великих, к тем, перед кем он преклонялся: М. Лермонтову, А. Блоку, С. Есенину. К тому же он был, бесспорно, талантлив.

Об этом высказывались известные русские поэты: Вас. Федоров, В. Боков, Мих. Львов, Н. Тряпкин, Вал. Сорокин и другие.

Некоторые вправе задать вопрос: почему же он в трид­цать семь лет не стал очень большим поэтом? Он бы им стал, получив своевременно образование и нужные знания.

Тяжелые военные годы, потеря отца на фронте, неболь­шие материнские трудодни, наличие в деревне Васильевка только начальной школы не дали возможность ни ему, ни его брату и сестре получить нужные знания.

Но уже в те годы у него проявлялась тяга к поэзии. Его мать, Пелагея Михайловна, рассказывала мне, что он, сидя на русской печке, при керосиновой лампе, сочинял свои первые стихи, некоторые отправлял в газету. В деревне пели его частушки.

Стремление к познаниям, пробуждающаяся поэзия, ран­няя самостоятельность, большое желание увидеть окружаю­щий мир во всех его красках вынудили Вячеслава оставить родные поля и вступить «под железное пламя Урала».

В неполные шестнадцать уехал Вячеслав на границу Ев­ропы и Азии познавать жизнь. Здесь он приобрел рабочую сноровку, рабочую спецовку, рабочую закалку.

Труд и только труд позволил ему стать профессиональ­ным рабочим-металлургом, а затем профессиональным по­этом.

Без отрыва от производства Вячеслав заканчивает ус­пешно школу рабочей молодежи, одновременно посещает занятия литературного объединения. Тяга к знаниям, упор­ный труд к достижению поставленной цели позволили Вя­чеславу подняться на вершину уральской поэзии. Он стал достойным преемником наследия уральских поэтов: Б. Ручьева, Л. Татьяничевой, М. Львова.

Вячеслав не успокаивался на достигнутом, он был в по­стоянном движении. Его стих креп из года в год, от сборни­ка к сборнику. А главное, он уже в то время нашел стержне­вую тему своего творчества: «Земную славу хлеборобов // Роднить со славой заводчан!»

Названия сборников стихов: «Звон колосьев», «Голубой костер», «Гость полей», «Звено», «Перезвон» са­ми говорят о главной теме поэта.

Вячеслав стремится соединить в себе, в эмоциональной жизни героя поля и цехи, гул и тишину, пытается сомкнуть н каком-то едином ряду и земляков-сельчан, и друзей по це­ху.

А мы спешим,
А мы уже сошлись!
И кажутся все дали голубыми...
И я –
Звено единства между ними.
(Поэма «Звено»)

Вячеслав как-то в беседе со мной говорил, что ему не хватает глубоких знаний в области литературы, философии, политэкономии и других общественных науках. Он горел жаждой знаний, они ему были необходимы для совер­шенствования и развития своего творчества.

Уже будучи членом Союза писателей СССР, выпустив три поэтических сборника, Вячеслав поступает на Высшие литературные курсы при Литинституте им. Горького.

За годы учебы в г. Москве Вячеслав стал в полном смысле слова другим. Чувствовался его стремительный творче­ский рост. В это время им написано много сильных стихов, которые печатались в журналах «Москва», «Молодая гвар­дия», «Огонек», в газетах «Правда», «Литературная Россия», издана книга в издательстве «Советский писатель».

О Вячеславе заговорили критики и крупные поэты: Г. Маршалов, О. Поскребышев, М. Львов, Вас. Федоров, Е. Исаев, А. Межиров и другие.

Чувствовалось – он набирает зрелость, уверенно идет к вершине своей поэзии.

Мне было особенно это приятно, поскольку я истинный любитель его поэзии. Я следил за каждым его стихотворением, радовался его выступлениям в печати, в аудиториях и среди то­варищей.

Частое общение с ним помогли мне найти ключ к пони­манию поэзии.

При встречах Вячеслав всегда любил читать новые сти­хи, позволял мне высказываться о них честно. Правда, кри­тику воспринимал болезненно. В то же время с большим удовольствием по моей просьбе рассказывал о природе ка­кого-либо стихотворения, о том, как в целом формируется произведение.

Мне посчастливилось часто встречаться с Вячеславом в тот период, быть в кругу его друзей, слушать его выступле­ния.

Как-то однажды мы с Вячеславом были в гостях у ведущего критика Вадима Кожинова. После прослушивания стихов «Дом», «Родимый дом» и других Кожинов заметил, что у него дома находится настоящий русский поэт. Отрад­но было это слышать, особенно в присутствии других мос­ковских поэтов.

Вячеслав, или просто Слава, как называли его мы, родст­венники, был очень общителен, прост в обращении, знал це­ну товарищества и дружбы.

У него был настоящий друг, с которым прошли его годы юности, возмужания, становления, – это ныне известный русский поэт Валентин Сорокин.

Два друга. Два поэта. Валентин Сорокин и Вячеслав Бог­данов. Люди схожей судьбы: обоих вырастил Челябинский металлургический завод, обоим рабочий класс дал поэтиче­ские крылья.

Я был свидетелем их встреч и бесед, обсуждений, взаим­ных требований к настоящей поэзии. Они критически отно­сились друг к другу, при необходимости высказывались от­крыто, обращая внимание на слабые стороны отдельных стихов. Они помогали друг другу расти, набирать силу в по­эзии.

После завершения учебы Вячеслав возвратился на Урал, где возглавил литературное объединение «Металлург», стал членом редколлегии журнала «Урал».

«Его стихи стремительно набирали высоту. Особенно – после учебы в Москве на Высших литературных курсах. Ка­залось, появился новый Богданов: чуточку злой, иронично настроенный к самому себе...», – говорил Валентин Сорокин.

Вячеслав, вобрав в себя необходимые знания, расширив кругозор, сформировался как профессиональный поэт.

На протяжении своего творчества он постоянно поддер­живал связь с малой родиной – Тамбовским краем, с дерев­ней Васильевкой. Ежегодно он проводил среди земляков, среди тамбовских полей свои творческие отпуска. Здесь у него рождались стихи, поэмы. Многие его хорошо знали: он был частым гостем редакции мордовской районной газеты «Новая жизнь», не часто, но выступал в районном доме культуры, Оборонинской средней школе, в клубе деревни Васильевка, на токах и просто среди друзей и знакомых. Обычно приезжал на все лето. Сама деревня Васильевка ни­чем не примечательна, расположена на границе Тамбовской и Липецкой областей. Клуб находится на территории Ли­пецкой области, а школа (сейчас ее нет) и погост в Тамбов­ской.

Деревня окружена полями и прудами с пескарями.

Во время одного из приездов, до ухода в армию, он влю­бился в красивую черноволосую Томку. Женился и увез ее в Челябинск. Сама она родом из деревни Васильевка, но ро­дители к тому времени жили в г. Ростове-на-Дону. У него есть строки: «...И в свою двадцатую весну я такую девушку сосватал в городе Ростове-на-Дону».

Привез ее в небольшую коммунальную квартиру из од­ной комнаты, но прожили они там недолго. Не выдержала Томка необустроенный быт, а, может быть, не поняла душу поэта. Кто знает. Слава любил Тамару, рассчитался и уехал с ней к теще в Ростов-на-Дону, устроился сварщиком на заво­де.

Но от Урала и друзей оторваться было ох как тяжело, и он возвращается один обратно в Челябинск... Знаю, что звал жену с собой, но, увы. Значит, не судьба. Прожили они вме­сте два года.

Возможно, по-другому сложилась бы у него жизнь, да и творчество, если бы Тамара была с ним рядом. У него есть строчки:

До свиданья, Томка, –
Незабудка Томка.
Кто же наше счастье,
Дорогая, скомкал?

Да, все было бы по-другому. Были бы дети, а они были бы обязательно. Слава очень хотел своих детей иметь.

Тамара прервала беременность в связи с разводом... Тра­гедия... Спустя много лег он вновь встретился с Тамарой, она также была в отпуске в деревне Васильевка. Слава в то время был еще не женат. Была у него мысль восстановить семейную жизнь. Но после нескольких вечеров, проведен­ных вместе, он пришел к выводу, что ничего не получится. Все ушло в прошлое, как говорится, перегорело. И больше они не встречались.

Затем он встретил в Челябинске Женю, полюбил ее и же­нился. В этот период он написал целый цикл стихов о люб­ви. Счастлив ли был он или нет? Не знаю, не мне судить. Прожили они вместе более восьми лет. Детей от второго брака у него также не было. По этому поводу в поэме «Рож­дение» он сказал:

Ребенок – груз в семье не лишний.
Покоем нежитесь пока...
Но глух покой без ребятишек,
Что колокол
Без языка…

Два года учебы на Высших литературных курсах в Моск­ве они были вместе с Женей. Жили у ее сестры в Сокольни­ках, в старом деревянном доме с садом. Он говорил, что по­жил достаточно в общежитии, хотелось обустроенного быта, да и рядом с Женей.

Вообще Слава любил порядок, чистоту. Ходил всегда оп­рятным, выглаженным, всегда, как говорится, при галстуке. Любил белые сорочки и черный костюм. Быт у него был, как и у многих, скромный. Вначале общежитие, а затем коммуналка, где и жена, и мать, приехавшая из деревни.

И лишь после возвращения с учебы ему выделили трех­комнатную квартиру. Он так мечтал о своем рабочем каби­нете. И поработал он в нем всего лишь три года. За это вре­мя Слава много написал прекрасных стихов: «Победа», «Ночью», «Деревушка», «Подсолнух» и ряд других. Новые стихи он сразу же стремился донести до близких друзей, с горячим задором читал их.

С любовью декламировал стихи Есенина, знал много наизусть. Вообще его отличительная черта: читал стихи по памяти, как говорят, без бумажки. Его разговорную речь сопровождали постоянные шутки, каламбуры.

К примеру, обращаясь с большой теплотой к своей мате­ри, он в шутку говорил: «Не грусти, Полина, – у тебя два сына», или интимное: «Не грусти, моя залетка, никуда не де­немся. Пройдет год, пройдет два – все равно сустренемся». И таких каламбуров было очень много, только, жаль, они нигде не записаны. Кто же думал...

Да, этого никто не ожидал. На тридцать восьмом году жизни Вячеслав Богданов скоропостижно скончался. Это произошло в Москве, в общежитии Литературного институ­та. За два дня до этого, еще будучи в Челябинске, я с ним долго разговаривал по телефону о жизни, о поэзии. Догово­рились встретиться в Москве, после чего он собирался пое­хать в Тамбов, где должны состояться выступления с уча­стием местных поэтов: Майи Румянцевой, Ивана Кучина, Семена Милосердова, а затем встретиться с малой роди­ной – деревней Васильевкой. Он говорил: «Бывает так необ­ходимо, – ветрами родины вздохнуть». Ехал с отчетом пе­ред земляками. Сказать «спасибо» своей малой родине:

Ты сумела мне судьбу пророчить.
Я в свои шестнадцать полных лет
Был тобою послан в край рабочий,
И теперь представлен как поэт!

А было чем отчитаться перед земляками. Насколько я знаю и разбираюсь в поэзии, так проникновенно, с такой нежной любовью про тамбовские просторы, про деревен­скую жизнь из местных тамбовских поэтов еще никто не на­писал.

Но судьба распорядилась иначе... Он умер с билетом в кармане на тамбовский поезд. В расцвете творческих сил...

Жаль, очень жаль.

Почему он так рано ушел из жизни? Вопрос очень слож­ный и неоднозначный. И я хотел бы осветить некоторые мо­менты. Официально причиной смерти называют сердечную недостаточность. Друзья говорят, что его отравили. Некото­рые утверждают, что он умер от водки. Где же правда? Ее сейчас установить трудно. Времени прошло много. Свидете­лей уже нет в живых. Теперь можно только размышлять.

Проще всего, конечно, сказать: умер от водки. Я не при­держиваюсь этой точки зрения. Почему? Во-первых, уж слишком часто поэты умирают от водки! Наверное, кому-то надо, чтобы бытовало такое мнение.

Славу я знал очень хорошо, всю свою сознательную жизнь. Он был для меня по духу самым близким из братьев.

Выпивать он выпивал, да и многие выпивают. Я и сам выпиваю неплохо, но это не значит, что все должны быть алкоголиками и все должны умереть от водки. Кстати, перед учебой на ВЛК он два года не пил вообще. За этот период он очень много написал, выпустил большой сборник «Пере­звон».

Поступив на ВЛК, вновь начал выпивать. Однажды я увидел его за бильярдом в ЦДЛ (он очень любил ЦДЛ), иг­рал с Сергеем Орловым и Николаем Глазковым. Я понял, что Слава навеселе. Говорю ему: что же ты выпил, как хоро­шо, когда ты не пьешь. А он в ответ: «Если я еще год не буду выпивать, то с ума сойду. Так тяжело внутри. Так тяжело на душе». Вот где трагизм, вот где причина!

Значит, много было вопросов в жизни, в обществе, кото­рые будоражили душу.

…Перед роковым утром 11 июля 1975 года вечер он провел с писателем из Самары Олегом Осадчим (тоже уже ушед­шим от нас) в ЦДЛе. Олег мне говорил, что Слава весь вечер пил только пиво. Был очень весел, к ним подходили другие поэты, Слава подсаживался к другим столикам. Ночевать уехали к Олегу в общежитие Литературного института. Он был в хорошем настроении.

Слава до 12 ночи на вахте дежурным читал стихи, рассказывал анекдоты, сыпал каламбурами. Затем Олег позвонил жене – Евгении – и сказал, что со Славой плохо.

Женя по каким-то мотивам решила не ехать из Сокольников в общежитие. Почему не вызвал Олег «скорую помощь»? Наверное, не думал о плохом исходе...

Утром в 7 часов Олег проснулся и увидел, что Слава уже мертв. Слава лежал с кровяным выделением изо рта.

Проведя обследование трупа, врач, выйдя на улицу, заку­рил и, не обращая на нас, близких, внимания – да он и не знал нас, – с резкой нервозностью сказал: «Отравили парня, сволочи...»

Кто отравил, чем отравили? Осталось все это загадкой.

Почему не проводилась судмедэкспертиза, почему не было заведено расследование? Не знаю. Я был в тяжелом ду­шевном состоянии, и меня этот вопрос на тот момент не интересовал.

Во время подготовки похорон от Союза писателей СССР приезжал известный поэт Евгений Долматовский. Ему ска­зали, что Слава отравлен. Но он посоветовал не ворошить эту тему, что Славу уже не вернешь и что надо сейчас похо­ронить его нормально. На этом все и закончилось.

Был июль 1975 года, стояла жара. Поступило предложе­ние похоронить Славу в Москве. Урал сказал: «Нет, он наш и будет похоронен в Челябинске». По­мню, секретарь Челябинского обкома партии Петр Шарков, друзья Славы настояли на этом решении.

И вот мы, родственники, Геннадий Суздалев, Олег Осадчий и другие поэты повезли Славу на ТУ-154 на его родной Урал. Олег все время подходил ко мне и говорил: «Знаешь, такое ощущение, что все ваши родственники, в том числе и Женя, считают меня виновным в гибели Славы».

Я ему ответил: «Не переживай, это не так».

Он действительно был очень приличным человеком и хорошим прозаиком.

Нас встретили в аэропорту друзья Славы А. Куницын, И. Картополов, Н. Валяев и другие члены литературного объединения. Поэты-друзья сказали, что Слава будет последнюю ночь находиться во Дворце метал­лургов, там, где он проводил занятия литературного объеди­нения. Так и сделали, и друзья его не уходили от него всю ночь.

После похорон друзья – поэты и прозаики – выступили на литературном вечере в городском парке культуры и отды­ха. Читали стихи, рассказывали о Славе. Слава был с ними вместе, как и всегда.

Отравлен ли, умер ли от сердца – те­перь это уже не имеет большого значения. Главное, можно сказать, что смерть его была вызвана трагедией русского на­рода, и наступила она от его боли за светлую Россию, землю нашу.

Сколько у него было задумок... Он делился со мной, что приступил к поэме про сталеваров, готовил себя к крупной поэме про Красную площадь, где должен был увязать ее ис­торию с историей России, показав мужество и героизм рус­ского народа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Говорил, что скоро выйдет подборка стихов в журнале «Огонек» (она вышла спустя 10 дней после его смерти).

Были у него задумки переехать жить и работать в Моск­ву, требовалось высокое поэтическое общение.

«Если бы дала судьба Вячеславу Богданову пожить еще десять-пятнадцать лет, он стал бы, несомненно, очень крупным поэтом», – сказал его друг – поэт Валентин Соро­кин. Очень крупным не успел стать, но стал ярким певцом Урала и земли русской.

Его поэзия живет. Творчество Вячеслава Богданова про­должает жить среди нас. Он в наследство оставил нам десять поэтических сборников, множество проникновенных стихов о родине, любви, труде и природе.

Урал, край, который им воспет в стихах, помнит о нем: стихи его часто печатаются в сборниках, в газетах, издано в последние годы три книги стихов, литературный клуб в Че­лябинске назван именем его книги «Светунец», друзья его – писатели, поэты – в память о нем посвящают ему книги, стихи. Уральский поэт Иван Картополов сказал о нем:

Его никто не видел грустным:
Ни город наш, ни коксохим.
Озёрноглазым, темно-русым,
Таким он помнится, таким. 
Мечта ничем неистребима,
Как труд монтажный ни тяжел.
С высот железных коксохима
В литературу он вошел. 
Не зная грани дня и ночи,
Усталых не смыкая глаз,
Он доказал, что класс рабочий
Повсюду работящий класс.

Малая родина, тамбовские поля, также помнят его. Часто печатаются его стихи в районной и областной газете, в шко­лах и библиотеках проводятся литературные вечера, посвя­щенные его творчеству.

Жители края любят и помнят его стихи. Они их задевали за живое. В этом я убеждался неоднократно, встречаясь с его земляками. А если его помнят на Урале и в Тамбовском крае – значит, его поэзия нужна людям, помогает им жить правильно. Значит, пришло время увековечить память о са­мобытном русском поэте Вячеславе Богданове на его роди­не – Тамбовщине и на его озёрном Урале. Не потребуется больших затрат на присвоение школе, библиотеке, улице имени поэта Вячеслава Богданова. От этого мы станем не беднее, а богаче духовно, мы не отдадим забвению своих та­лантливых самородков.

Когда народ забывает своих поэтов – этот народ стано­вится одиноким. Живые русские поэты, предавая забвению память о своих друзьях-поэтах, становятся еще более оди­нокими, чем свой русский народ.

Поэзия Вячеслава Богданова выдержала испытание вре­менем. И он заслуженно должен и дальше самобытно и ярко звучать в органной музыке стиха русской поэзии в XX–XXI веках.

Author: Виктор Сошин

Книга о русской поэзии ХХ века здесь и здесь

Книга "Дорога поэта" здесь