Найти в Дзене
РБК Тренды

Дефиле в онлайне: как технологии влияют на моду

Оглавление

Фото: Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Фото: Mercedes-Benz Fashion Week Russia

Невозможность показывать и продавать новые коллекции в связи с отменой дефиле и закрытием магазинов из-за коронавируса неожиданно уравняла тысячи брендов в мире моды. Понятно что те, кто уже продавались онлайн, получили преимущество. Но не настолько большое, чтобы сильно вырваться вперед — продажа одежды замедлилась и на онлайн-платформах тоже. Карантин не повод для обновок — ходить в них некуда. Весенне-летний сезон провален. Да, выросли продажи домашней одежды, но просто потому, что огромное количество людей вдруг обнаружили, что им не в чем сидеть дома 24/7.

Тем не менее, изоляция открыла новые возможности. В марте Mercedes-Benz Fashion Week Russia отменили сезонные показы и провели (MBFW Russia) онлайн: 36 брендов, 103 сайта, три дня ротаций и, как результат, более 800 тыс. человек просмотрели около 2,7 млн минут видео-презентаций и мастер-классов российских дизайнеров.

Что можно сделать в этой ситуации?

Не ждать. Лучше не станет

Некоторые дизайнеры отказались участвовать в «виртуальной» неделе моы, надеясь в скором времени сделать реальный показ или презентацию. В итоге — ни реального, ни виртуального показа.

В Неделе моды онлайн приняли участие и те, кто раньше на подиум не выходил, и получили немедленный результат — новые бренды были замечены в Vogue (российском, итальянском и чешском), в российских Harper’s Bazaar, Grazia и Glamour, не говоря уже о тысячах других публикаций в СМИ и соцсетях. Цифровая Неделя моды уравняла известных и начинающих дизайнеров.

 Фото: Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Фото: Mercedes-Benz Fashion Week Russia

Не останавливаться. Хуже не будет

Можно потратить время на Zoom-вечеринки или бесконечные обсуждения мер поддержки. Но можно и по-другому: сделать видео, фото, сшить новую вещь, сделать дизайнерскую маску, начать бесконтактную доставку и так далее. Когда мы объявили о датах виртуальной MBFW Russia, многие отреагировали так: кому нужна ваша мода, когда пришел коронавирус. Однако тяжесть момента не отменяет его уникальности, а именно последнее дает новые возможности для тех, кто продолжает заниматься любимым делом.

 Фото: Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Фото: Mercedes-Benz Fashion Week Russia

Не отделяться. Пока мы едины…

«Мы вместе!» — сегодня особенно актуален рефрен из гимна Константина Кинчева 35-летней давности. Профессиональное дистанцирование, точнее, разобщение, присущее индустрии моды задолго до пандемии, не работает в онлайне. Сейчас время кроссплатформенных коллабораций, совместных заявлений и просто сотрудничества. Собственно, успех виртуальной Mercedes-Benz Fashion Week Russia был построен именно на этой простой максиме: сводное расписание лучше разобщенного контента. Зрители пришли из разных «башен интернета»: Неделю моды включали чаще всего в соцсетях VKontakte и Facebook, онлайн-кинотеатре Megogo и онлайн-бутике Aizel.ru, на сайтах Vogue.ru, WMJ.ru, Rambler.ru, Bazaar.ru и Stayhome.Moscow.

Про успех надо сказать вот еще что: наш совместный c TikTok хэштег #СтильнаДому, приуроченный к Неделе моды, был просмотрен 101,3 млн раз. Челлендж — хороший пример социального взаимодействия. Карантин — повод придумывать новые и новые активности. Можно как каскадерша Zoe Bell и #BossBitchFightChallenge с участием изолированных звезд Голливуда, а можно как модели из агентства Славы Зайцева во флэшмобе #ЛетуБыть — это поддерживает и участников, и зрителей.

Не расслабляться. Мир не изменится

Кризис, снижение доходов, долгое восстановление — все это не поможет продавать больше и дороже. Одежду уж точно. Есть только одно «но»: большие, средние, сетевые, да и просто известные бренды понесли наибольшие потери в результате пандемии (им есть что терять), открывая дорогу маленьким и микрокомпаниям.

Что это значит? Текущая модель большого бизнеса в моде радикально изменится в ближайшие пять-десять лет. Существующая цепочка поставок и система моды будут меняться в сторону гибкости и скорости создания продукта.

 Фото: Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Фото: Mercedes-Benz Fashion Week Russia

Первой ласточкой стал бренд Saint Laurent, заявивший что до конца 2020 года не будет представлять свои коллекции по утвержденному ранее графику, но при этом станет ближе к своим клиентам «в их собственном пространстве и жизни» (звучит как строчка из хоррора).

Подиумные мероприятия, отмененные из-за коронавируса, обязательно вернутся, но в меньшем объеме. Поэтому их значение вырастет. Недели моды делят все бренды на те, у кого есть возможность (в основном, финансовая) показываться, и все остальные, использующие другие виды коммуникации с клиентом. В постпандемийном мире прямая связь «бренд—клиент» будет основой любого бизнеса, не только модного и не только маленького.

Национальная палата моды опросила более 200 малых и микробрендов, какие меры поддержеи государства были бы наиболее эффективны. Некоторые ответили нестандартно: «Мы справимся — поддержите лучше покупателя. Ведь если у клиентов не будет денег, то никакие беспроцентные кредиты и каникулы не помогут удержаться на плаву». Процесс восстановления фэшн-экономики может занять по некоторым оценкам до пяти лет. Достаточно времени, чтобы научиться конвертировать виртуальные успехи в реальные продажи, и наоборот.

Материал из архива РБК Тренды

Читайте также:

Материалы из мусора, которые используют в модной индустрии. Осознание вреда, который наносит индустрия моды природе и человеку привело к спросу на вещи, произведенные без ущерба экологии. Потребителю теперь важно, где, кем и как сделан продукт. Отсюда возникла мода на экотовары.

Фотосессия через видеосвязь — опыт итальянского фотографа. Для итальянского фотографа Витторио Дзунино Челотто карантин — повод не сидеть сложа руки, а искать новые формы искусства. В начале апреля он устроил сидящим дома миланцам необычную фотосессию — через сервис видеосвязи.

Депрессия убивает бизнес. Как распознать ее по постам в соцсетях. Российские ученые уверяют, что с помощью нейросетей и алгоритма анализа текста можно определить депрессию и другие расстройства по постам в соцсетях.