Кризис проверяет на прочность цепи поставок и процессы, которые всегда работали безотказно. Сейчас они могут выглядеть совсем иначе. Взрывное развитие онлайн-торговли, бесконтактная доставка и удаленная работа становятся новой бизнес-реальностью. Необходимо очень быстро ориентироваться в меняющейся ситуации. Как будут выглядеть цепи поставок уже в ближайшем будущем, к чему и как готовятся ритейлеры и производители. Эти вопросы обсудили эксперты круглого стола по трендам.
Александра Хайцина, Senior Director SC Category Lead (Developing Markets), PepsiCo Россия
- Тренд 1 – забота об окружающей среде: вслед за Европой нас ждут изменения в законодательстве, переход на «дружелюбное» сырье и «дружелюбную» упаковку.
- Тренд 2 – изменятся компетенции «людей будущего», сформируются новые требования к лидерам.
- Тренд 3 – пандемия перевернет сознание, и те, кто раньше не решался инвестировать в автоматизацию, неизбежно начнут это делать.
- Тренд 4 – если говорить о рынке и о потребительских предпочтениях, то вместе с пандемией мы получим экономический кризис. Потребитель будет ограничен в средствах. В денежном выражении рост рынка замедлится и сократится.
- Тренд 5 – в цепях поставок нужно будет пристально смотреть на затраты. Фокус сместится на эффективность затрат и улучшение сервиса. Переменные и постоянные издержки: актуализируется вечный вопрос «делать самому или покупать на стороне».
- Тренд 6 – стратегическое сотрудничество и сотрудничество на цепи поставок. Мы все в последние годы сокращали издержки. Уже убрали и «жир», и «мясо», а где-то даже «кусочек кости» отрезали. Это значит, что продолжать без трансформации и реформ мы не сможем. И самые большие возможности лежат в том, чтобы посмотреть на наши затраты именно на цепи поставках от производителя до полки. Эта коллаборация (совместное формирование запасов, выбор транспорта, касания и т.п.) выйдет на первый план.
- Тренд 7 – локализация: приближение производства к точке потребления, в том числе, с точки зрения количества плечей и касаний.
- Тренд 8 – потребитель начнет экономить деньги. В магазинах будет снижаться трафик, но станет расти корзина, и затраты окажутся более контролируемыми.
- Тренд 9 – доступность товара на полке. Бегущий со списком покупатель не будет искать то, чего не увидит на полке, он возьмет товар конкурента.
- Тренд 10 – ассортиментная матрица. С одной стороны, ритейл будет пересматривать полку в сторону более эффективно оборачиваемых товаров. С другой стороны, у потребителя не пропадает интерес к новинкам, и появляются новые запросы. Поэтому нужно будет искать новый ассортимент.
- Тренд 11 – кастомизация. Потребитель хочет все большего и большего внимания к себе. И здесь мы будем уходить в уникальные товары для конкретных категорий ритейлеров. Также ожидаем двукратный рост e-commerce. Для нас, производителей, это будет дополнительная сложность с точки зрения поддержания запасов.
- Тренд 12 – локальный туризм. Вакцинация займет 12-18 месяцев, границы будут закрыты, а людям нужно отдыхать, нужно менять обстановку. Поэтому точки потребления внутри страны будут изменяться. И здесь нужно позаботиться о том, чтобы инфраструктура цепи поставок позволяла обеспечивать оборот, который сезонно вырастет в местах потенциального туризма.
- Тренд 13 – ждем коллаборции между онлайн- и офлайн-ритейлом. Производителям предстоит изучить эти новые требования.
Мария Исакова, Head of Logistics, Lanxess
- Тренд 1 – ужесточение требований по вопросам экологии. Для российского человека еще несколько неожиданна забота о сокращении карбонового следа, но скоро такие требования станут привычным явлением.
- Тренд 2 – автоматизация и поиск решений, которые позволят снизить нагрузку на ИТ-инфраструктуру компании.
- Тренд 3 – наращивание запасов. Чем больше раскидана сеть поставщиков, тем выше риски, связанные с пандемией. Важно найти баланс в объемах запасов, чтобы не уйти в отрицательные числа по финансовым показателям.
- Тренд 4 – ужесточение со стороны контролирующих органов. Проходят достаточно жесткие проверки со стороны Роспотребнадзора, Ростехнадзора и таможенных органов. Возбуждается много дел с небольшими штрафами, которые компаниям некогда оспаривать. И за счет массовости получаются доборы в бюджет.
- Тренд 5 – попытки взаимодействовать с проверяющими органами все-таки усилятся. На небольших штрафах бизнес сможет показать свою готовность отстаивать свою правоту, при этом четко следуя букве закона и соблюдая все требования.
Кирилл Тупин, заместитель генерального директора по закупкам и логистике, Ренна Холдинг
- Тренд 1 – новые принципы работы со штатом. Компани будут решать вопросы по оперативной замене заболевших сотрудников. Это актуально для больших производств: где сразу взять временную рабочую силу, если нужна массовая замена?
- Тренд 2 – большее внимание алгоритмизации нежели автоматизации. Если происходит это, то делаем то. Если то – то делаем это. Для нас, например, алгоритмизация эффективней. При этом мы считаем, что человеческий мозг по-прежнему принимает самые эффективные решения.
- Тренд 3 – хорошие отношения с сетями. Партнерские отношения с федеральными ритейлерами выручают и в кризис, и в стабильное время.
- Тренд 4 – производителям стоит подумать о собственных складах и собственном транспорте, если хочется поддерживать нужный уровень сервиса.
Захар Вальков, исполнительный директор, Radius Group
- Тренд 1 – продолжится увеличение доли электронной коммерции и игроков этого поля.
- Тренд 2 – в целом, падение рынка коммерческой недвижимости не было настолько радикальным, но реальные результаты мы увидим к концу года. То есть выводы впереди.
- Тренд 3 – сохраняется здоровый баланс наличия свободных площадей и спроса в складской недвижимости.
- Тренд 4 – компании онлайн-сегмента заказывают у крупных игроков строительство складов «под ключ».
- Тренд 5 – будем наблюдать стабилизацию ставок аренды, возможны незначительные увеличения стоимости строительства. Во многом это связано с девальвацией рубля, с ростом валютной составляющей.
- Тренд 6 – по ставке за квадратный метр есть разные прогнозы. В конце прошлого года многие аналитики ожидали, что ставка будет приближаться к концу текущего года к 4100 за квадратный метр в помещении А-класса. Но сейчас ряд аналитиков скорректировал свои прогнозы и анонсирует ставки на конец текущего года на уровне 3900. Большого роста ожидать не стоит.
- Тренд 7 – пересмотр подхода к площадям впрок. Кризис показал, что спекулирование на площадях опасно.
- Тренд 8 – снижение объема сделок на блок. Девелоперам сложно сдавать большие блоки.
- Тренд 9 – сейчас рынок исключительно рублевый. Договоры в долларах уходят. Стабильность растет: рублевый рынок, рублевые активы – в результате, ситуация не будет подвержена таким шокам, как в 2014-м.
- Тренд 10 – собственникам нужно быть в партнерстве с клиентами. Решать задачи в обсуждении и взаимодействии.
Круглый стол состоялся во время онлайн-конференции «Неотложные меры в управлении цепями поставок» 15 июня 2020 года. Организатор: Совет профессионалов по цепям поставок