Ни для кого не секрет, что половина успеха в работе акварелью — правильно подобранная акварельная бумага.
Давайте разберемся, какая бумага бывает и сколько это нам будет стоить.
ФАКТУРА БУМАГИ.
Всего 3 вида. Каждый по-своему хорош для определенной техники.
- Гладкая фактура (Satin – гладкая, мелкое зерно) является фаворитом большинства художников, так как на такой поверхности слой краски сохнет достаточно быстро. Очень удобно работать на такой бумаге и линером в сочетании с акварелью и делать заливки. Прекрасно подходит для иллюстраций, миниатюр, ботаники, когда не особо важна и нужна фактура.
- Полугладкая/средняя фактура (Grain Fin – среднезернистая). Это универсальная бумага. Хороша для смешанных техник. Позволяет одновременно прорабатывать и мелкие детали и делать широкие мазки.
- Грубая фактура (Torchon – крупное зерно c выраженной фактурой). Очень рельефная. Она хороша для работы с "мокрыми" техниками, на ней можно делать "выскабливания" (снятие верхнего слоя краски с сухого рисунка), "процарапывания" (по мокрому рисунку черенком кисти или другим предметом проводятся нужные линии). Но начинающим художникам будет сложно работать на такой бумаге, тк труднее добиться реалистичности и прописать мелкие элементы. На крупнозернистой бумаге можно очень классно написать какие-то рельефные поверхности, дождливый пейзаж, каменную мостовую, небо или море.
СОСТАВ АКВАРЕЛЬНОЙ БУМАГИ.
Акварельную бумагу изготавливают из целлюлозы, хлопка и смешивают эти два материала в разных пропорциях. Разница между хлопком и целлюлозой заключается в степени впитываемости воды и краски. У меня всегда есть запас и хлопковой бумаги и целлюлозы.
Хлопок (100% cotton) легко впитывает воду и краску, что позволяет добиться интересных и разнообразных акварельных эффектов. Я предпочитаю хлопок для многослойных, более сложных работ, тк хороший хлопок терпит все издевательства, не морщится от воды и бумага не скатывается. Работая на хорошей бумаге у вас не возникнет ощущения, что вы с ней боретесь. Вы можете работать на хлопке неспешно, тк бумага долго сохнет и у вас есть достаточно времени для исправления недочетов, для того, чтобы сделать заливку, смыть неудачный фрагмент. Хлопок дороже, чем целлюлоза, потому, я использую его для более сложных сюжетов.
Целлюлоза для многослойной живописи не подойдет, но у нее свои преимущества: быстро сохнет, легко смывать слои, дешевле хлопка и продаётся практически везде. Целлюлоза прекрасно подходит для быстрых акварельных скетчей в путешествии, ведь работа быстро высыхает и не приходится долго ждать, чтобы закрыть блокнот и пойти дальше. На такой бумаге получится нанести 2 слоя, последующие уже будут сниматься кистью. я всегда беру с собой в поездки именно блокноты из целлюлозы. Обычно, в отпуске у меня немного времени, я постоянно передвигаюсь, что-то быстренько зарисовываю и иду дальше.
В КАКОМ ВИДЕ ПРОДАЮТ АКВАРЕЛЬНУЮ БУМАГУ.
- Рулон. Очень удобно, если работаете с разными форматами. Тут все просто, покупаете целый рулон, например, размером 1,13×9,16 м, нарезаете на листы любых форматов.
- Отдельные листы. Отличный вариант, чтобы протестировать бумагу и определиться с производителем.
- Склейка. Это блокнот в виде планшета с твердой задней обложкой и склеенными листами по периметру. Вся стопка бумаги имеет лишь один не проклеенный участок,чтобы в дальнейшем лист подцепить ножом и отделить от стопки. В процессе работы на склейке, бумага, будто натянута на планшет, она не деформируется от воды и работать акварелью очень удобно. Выпускают склейки в разных форматах.
- Блокнот. Ну тут все понятно. Бывают на пружинах и на скобах. Разных форматов и дизайна.
- Скетчбук. Классный вариант для путешественника, для составления альбомов о путешествии. Выглядит в формате книжки в переплете или на пружинах.Как понять какая сторона лицевая, если вы купили бумагу в рулоне или листами.
Совет: Как правило, лицевая (рабочая) сторона находится там, где клеймо производителя или фирмы изображено не в зеркальном виде. Если клейма нет, то работать следует на более рельефной стороне.
Скетч акварелью в скетчбуке из 100% целлюлозы в путешествии по Италии
ПЛОТНОСТЬ.
Подходящая плотность акварельной бумаги начинается от 200 г/м2. Я чаще пишу на акварельной бумаге плотностью 300 г/м2, но бывает и 400 и 680 г/м2. Для сравнения, офисная бумага для принтера - 80 г/м2.
Совсем тонкая бумага для акварели не годится, тк хорошая акварельная бумага не должна сильно размокать, деформироваться и скатываться шариками под воздействием кисти. Чем выше плотность, тем бумага толще, и соответственно, тем лучше она себя ведет при смачивании: меньше портится, быстрее принимает первоначальную форму после высыхания, позволяет выдерживать многократное смачивание.
Однако, чем выше плотность бумаги, тем дороже она стоит.
Совет: Если у вас акварельная бумага тонкая, то обязательно её намочите и закрепите на планшете. После высыхания бумага будет ровно натянута и не будет коробиться в процессе работы.
ЦЕНА
Я сделала подборку на примере некоторых производителей из арт-маркета Красный карандаш, где чаще всего сама покупаю творческие материалы. Цены на сайте могут меняться.
- Бумага для акварели Лилия Холдинг А2 (420х594 мм) 200 г 50% хлопка, мелкозернистая. Стоимость 39 рублей.
- Бумага для акварели Baohong 39х54 см 230 г, целлюлоза, крупнозернистая. Стоимость 50 рублей
- Бумага для акварели Baohong 300 г, хлопок 100%, среднезернистая. Стоимость 99 рублей
- Папка для акварели Малевичъ "Waterfall" А4 10 л, целлюлоза 100%, мелкозернистая. Стоимость 158 рублей
- Бумага для акварели Canson "Arches" Fin 56х76 см 300 г, 100% хлопок. Стоимость 832 рубля
- Бумага для акварели Lana "Lanaquarele" Satin 56х76 см 640 г., 100% хлопок, гладкая. Стоимость 1094 рубля
- Альбом-склейка для акварели Fabriano "Artistico" Фин 12,5x18 см 30 л 200 г 100% хлопок. Стоимость 1640 рублей
- Рулон бумаги для акварели Canson "Montval" Fin, рулон 1,52х10 м,185 г. Стоимость 5895 рублей
- Рулон бумаги для акварели Canson "Arches" Torchon, рулон 1,13х9,15 м, 185 г. Стоимость 11940 рублей
Акварельные этюды дома я пишу на отдельных листах. Покупаю бумагу в рулонах или листами, которые разрываю на нужные форматы, а также покупаю склейки. В поездках и на пленэрах у меня всегда с собой блокнот или скетчбук.
Акварельную бумагу я заказываю в интернет-магазинах: Красный карандаш, Etudesite, 5красок, Передвижник, Артквартал.
Мои фавориты: Fabriano Artistiko, Arcsh, Saunders waterford, Baohong, Hahnemuhle.
Если есть вопросы по бумаге, спрашивайте!