Найти тему
"Волость"

Чиновник как боковая ветвь эволюции

В интернет-издании «Волость» ещё зимой была публикация под заголовком «В Берёзовском тоже плачут» . В ней рассказывалось о том, что 7 февраля 2020 года в городе состоялось общее собрание собственников жилья, которые недовольны суммами платежей за отопление, начисленные Берёзовской сервисной компанией (БСК) в виде всевозможных корректировок. Присутствующие на собрании представители власти обещали разобраться. Дело дошло до судебных разбирательств.

17 июня ООО БСК была привлечена мировым судом к административной ответственности по ч. 24 ст. 195 за неисполнение предписаний по факту невозврата, а 25 июня Берёзовский мировой суд вынес решение о возврате излишне начисленных платежей. Вряд ли дело бы дошло до судебного разбирательства, если бы жители не отправили коллективную жалобу в Генеральную прокуратуру, которую подписали около полутора тысяч человек. Но остаётся ещё один нерешённый вопрос: будет ли лишена лицензии ООО БСК, годами обкрадывающая собственников жилья из-за попустительства местных, областных и федеральных властей? Впрочем, данная публикация не о частном случае, приведённом здесь как пример, а о сложившейся в стране тенденции.

В России чиновный люд никогда не пользовался уважением. Мало того, слово «чиновник» стало негативно-нарицательным. И ничего удивительного в этом нет. Каждый человек на протяжении всей своей жизни постоянно сталкивается с этой, простите за грубое выражение, породой людей, которые нередко теряют представление о том, что они такие же как все. Но попав в чиновничье кресло, ведут себя словно небожители и избранники самого Господа Бога, разговаривая с народом «через губу».

Но это ещё не самое главное их «достоинство». Они могут легко нарушить любой закон и даже Конституцию в силу меркантильных интересов или элементарной жажды власти, из-за некомпетентности, а то и из-за банального равнодушия к человеческим бедам. Не давая себе труда разобраться в ситуации, эти нелюди с удовольствием наблюдают, как их упрашивают и умоляют пришедшие на приём граждане. В такие минуты они словно растут в своих глазах, чувствуют себя гулливерами среди лилипутов.

Всего этого я насмотрелась за свои долгие годы жизни, и моё мнение о них каким было, таким и осталось по сей день: это – люди особого склада ума. Я бы сказала, особого «сорта» – бездушные, хамоватые, уверенные в своей безнаказанности и вседозволенности. Впервые я столкнулось с произволом в подростковом возрасте: в небольшом уральском городке, где я провела все школьные годы и юность, тоже хватало бездушных и несправедливых чиновников. Не находя понимания и правды на месте, я начинала писать в… ЦК КПСС!

Семёна Михайловича Будённого, члена ЦК КПСС, маршала Советского Союза я просила помочь рабочим обогатительной фабрики в получении спецовок, в выдаче которых дирекция рудника отказала. 1951 год, одевать нечего, иди хоть голый в этот пропитанный рудным запахом фабричный смрад. Написала. Через неделю спецовку выдали. Затем через Москву устраивала ребёнка в детский сад – для детей начальников места были, для библиотекарей – нет (моя первая профессия – библиотекарь). Когда вышло постановление правительства о повышении заработной платы библиотекарям, мне в ней отказали. Снова письмо в ЦК КПСС – и оклад повысили. Через ЦК КПСС устраивала на работу младшую сестру, которой после окончания счётно-финансового училища не нашлось места. И т.д. и т.п.

Так что чиновники творили произвол и при советской власти. Но тогда можно было достучаться до самой властной «верхушки», а сейчас – почти невозможно. Пиши хоть тонны жалоб – все они возвращаются тем, на кого жаловались. Недаром уже родился своеобразный чиновничьей слоган: пишите хоть Путину, всё равно к нам придёт. Вот и относятся чиновники к людям так, как им заблагорассудится.

Уже несколько лет у меня не выходит из головы один мальчик, которого я видела в башкирском городе Учалы, просящего подаяние на базаре. Пока был в армии, родители умерли, квартиру захватили родственники. Приватизировали и продали. Демобилизовался – жить негде. Ходил-ходил по инстанциям, жил в подвалах, под заборами, так и умер где-то на улице. Чиновники не захотели помочь парню – волокиты много, квартира уже трижды была перепродана. Не исключено, что получили какую-то мзду, а может, родственники были влиятельными людьми.

А много ли правды добиваются в нашем городе? Полгорода писала жалобы во все инстанции на управляющую компанию БСК – как с гуся вода, а её руководитель (Чайковский В. Л.) тем временем только богател. Если бы письмо не было отправлено в Генеральную прокуратуру, люди бы так и не добились никакой справедливости. Потому что местная прокуратура, похоже, вообще не собирается вникать в проблемы собственников жилья. То ли от равнодушия, то ли он некомпетентности.

Не случайно же ещё год назад один юрист, работающий в сфере ЖКХ, просветил: НЕ ПИШИТЕ НИКОГДА В БЕРЁЗОВСКУЮ ПРОКУРАТУРУ, на ваши письма отвечаем мы. То есть, либо не ориентируясь в многочисленных законах и постановлениях правительства в сфере ЖКХ, либо не желая лезть в коррупционное «пекло», прокурорские обращаются за консультациями к тем, на кого жалуются люди, и те отвечают, как им надо, после чего всё возвращается на круги своя.

Вот вам и надзорный орган, вот вам и государево око – слепое, а заодно – глухое и немое, когда дело касается простого люда. Так же равнодушно относятся к просьбам и обращениям людей в полиции. У меня трижды обокрали посылки, отправленные родственникам в Челябинскую область. Пожаловалась в полицию. Пришел ответ: подобное событие «не имело места». Словом, я нафантазировала.

Ещё интереснее иногда «работают» с посетителями в Центре социальной защиты населения. Однажды в редакцию газеты «Мой город» г. Берёзовского обратилась женщина с жалобой на отказ в назначении субсидии. У дочери появился ребёнок, и бабушка – собственница квартиры – указала в составе семьи внучку. Ей велели доказать, что внучка – член семьи, а как это доказать, бабушка не знала. Предъявила свидетельство о рождении, паспорт дочери – бесполезно: не член семьи внучка, и всё тут. Пришлось редакции обращаться за помощью к юристу городской администрации. Помогло.

В другой раз не хотели назначать субсидию семье, в которую вернулся из армии сын. Требовали предъявить его заработок, полученный… в армии! Бедная женщина даже написала в войсковую часть –  просила прислать справку о заработках сына. Начальник части ответил, что у солдат зарплаты не бывает. И всё равно субсидию не назначали – требовали документы о подушевом доходе! А парень еще не работал. Редакции пришлось обратиться за консультацией к начальнику соцзащиты (тогда – В. И. Мурашко), которая действительно помогла. Но почему сотрудница, прежде чем гонять людей по инстанциям, не догадалась проконсультироваться со своим руководителем сама (кстати, оба эпизода произошли в одно время)? Видимо, нравилось, чтобы «чернь» перед ней «стояла во фрунт».

Трудно подсчитать, сколько людей сейчас занимают не своё кресло. В том числе и в областных, и в федеральных структурах, оттуда идут одни отписки, а большую часть ответа занимает цитирование статей законов. Бывает, что-то и обещают, но обещания так и остаются обещаниями. Например, ещё в прошлом году губернатор С. Е. Цивилёв обещал разобраться с фактами фальсификации на выборах, незаконными застройками, коррупцией в администрации Киселёвска, но до конкретики дело так и не доходит.

Уже половина Москвы нахлебников: депутаты Госдумы, сенаторы Совета Федерации, члены Общероссийского народного фронта, участники всяких советов по правам человека и т.д, и т.п., а толку – ноль. Все желают якобы добра народу, но сами и в ус не дуют: добра так и не видно, а люди уже давно перестал надеяться и верить столичным благодетелям. Вспоминается сказ «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова:

Утром мажу бутерброд –

Сразу мысль: а как народ?

И икра не лезет в горло,

И компот не льется в рот!

Именно оттуда, сверху, областные и провинциальные чиновники взяли моду обращаться с людьми как с холопами, нарушать законы, в том числе и конституционные, а на людские обращения отвечать издевательскими отписками, цитируя при этом впустую массу статей законов, в которых мало кто разбирается.

Думаю, не погрешу против истины, если всех чиновников скопом назову врагами: нет – не народа, а государства. Своим наплевательским отношением к людям они восстанавливают их против собственной Родины. Как может народ любить такое государство, где чиновники говорят, что «никто не заставлял вас рожать», что можно прожить и на «макарошках», что заработок в 17 тысяч рублей – это просто замечательно и вообще соответствует зарплате среднего класса?

Наверняка каждый читающий эти строки вспомнит и о собственном отрицательном опыте общения с российскими чиновниками. О том, что практически невозможно найти на них управу. Как сказал один умный человек: «Ответственные лица отвечают за всё, кроме своих ошибок. На этот случай всегда находятся самые безответные».  

Иногда кажется, что чиновники  – это какой-то подвид людей, боковая ветка эволюции гомо сапиенса – гомо чиновникус.

Валентина Цыбо