Официально этот поезд при отправлении из Москвы носил номер 51/52 и назывался «Москва — Братислава». Однако на самом деле это был сборный состав. В данном поезде был спальный вагон сообщением до Вены, но основным его дополнением были купейные вагоны с номерами 6-12, которые предназначались для перевозки личного состава и членов семей военнослужащих Центральной Группы Войск, расквартированной с октября 1968 по июнь 1991 года в Чехословакии. Вагоны 6-11 были сообщением до главного города ЦГВ Миловице, а вагон номер 12 курсировал до словацкого города Зволен. Вагоны 10 и 11 входили в состав поезда с 1 июня по 25 сентября в так называемый сезон отпусков. В Киеве к поезду цеплялся вагон Киев — Братислава, а в Чопе еще один дополнительный вагон Чоп — Братислава принадлежности чехословацких железных дорог.
Начиная со словацких Кошиц, состав постепенно разделялся. В Кошицах отцеплялся вагон номер 12, который под номером 846/847 в составе чехословацкого поезда следовал до станции Зволен, расположенной в Западной Словакии. Путь его пролегал по однопутной неэлектрифицированной железной дороге в южной части Словакии. В словацком городке Пухов между собой расцепляли вагоны сообщением до Вены и Братиславы с одной стороны и сообщением до Миловице с другой стороны. Вагоны сообщением до Миловице следовали отдельным поездом до конечного пункта под номером 522/523. Здесь до станции Лиса-над-Лабем поезд бы ведом электровозом по двухпутной электрифицированной магистрали. А далее уже тепловозом по однопутке он доезжал до станции Миловице. Соответственно на обратном пути проводилась сборка состава, а также отцепка вагонов в Чопе и Киеве. Из-за этого поезд имел длительные остановки, плюс в местах смены локомотивов, а также замены колесных пар в Чопе.
С Киевского вокзала Москвы состав вели электровозы ЧС2, позднее ЧС7, на станции Сухиничи происходила замена на электровозы ЧС4, а позднее и ЧС8, на станции Жмеринка происходила замена на тепловоз, на станции Львов-Главный тепловоз заменялся на электровоз ВЛ10, на станции Чоп прицеплялся электровоз чехословацких железных дорог серии Е499.0. Зволенский вагон следовал под тепловозом серии Т478, на участке Лиса-над-Лабем — Миловице состав вели тепловозы разных марок, это могли быть и «водолазы» Т478, так и капотные локомотивы Т669 (аналоги тепловозов для отчественных железных дорог ЧМЭ3).
Интересно было в Чопе, где происходила смена тележек из-за разницы советской и европейской колеи. Состав направлялся в пункт замены тележек, где расформировывался, вагоны подымались на домкраты, тележки выкатывались и подкатывались тележки соответствующей колеи. При этом пассажир мог как выйти на станции Чоп и примерно два часа находиться на вокзале или в городе, так и остаться в поезде, при этом надо понимать, что биотуалетов в то время не было, а сам Чоп, граница и первая чехословацкая станция входили в санитарную зону. Зволенский вагон достаточно долго стоял в Кошицах, прежде чем его прицепляли либо к советскому составу, либо чехословацкому поезду в зависимости от направления следования, а сам вагон постоянно перекатывали с одного пути на другой.
Вагоны 6-12, т. е. «военная» часть поезда была пущена в 1969 году, последние рейсы поезд сделал в июне 1991 года в связи с ликвидацией ЦГВ. Поезд носил собственное имя «Словакия». Судя по всему это связано с основным гражданским направлением на Братиславу, но Миловицы находились в Чехии, так что таблицка Москва - Миловицы под названием "Словакия" можно считать неким курьезом.
Практически все вагоны сообщением «Москва — Братислава», «Киев — Братислава», «Москва — Вена» были спальными габарита РИЦ, в то время как «военные» вагоны были купейными советского габарита. В итоге они крайне выделялись при следовании на территории Чехословакии.
Поезд объявляли по разному, например, в чешском Оломоуце диктор объявлял «советский поезд прибывает на … путь». В Чехословакии на ряде станций дикторы дублировали объявления о прибытии/отправлении поезда также на русском языке, например, на станции Кошице. Единственным населенным пунктом, где дублировалась вывеска с названием станции на русский язык были Миловицы.
Этот поезд остался в памяти всех, кто прошел в любом качестве через Центральную Группу Войск. А полный или хотя бы частичный маршрут был интересен, пролегал через две страны (а ныне после всех распадов и развалов вообще получается четыре). Например, я первый раз ездил из Чопа до Оломоуца, потом было несколько поездок из Оломоуца до Москвы и обратно, но и под конец дважды я ездил на «зволенском» вагоне от станции Плешивец до Москвы и раз от Москвы до Плешивца. Соответственно сколько всего интересного можно было наблюдать в дороге, проводя в поезде пару суток.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из свободного доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме железных дорог:
Появятся ли в России поезда концепции PUSH-PULL?