«Декалог» (1988) - это 10 фильмов польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского, снятые на основе десяти христианских заповедей. Но это не иллюстрация заповедей, скорее их проверка на прочность в сложных парадоксальных ситуациях. Действие всех фильмов происходит в одном из спальных районов Варшавы. Унылые одинаковые дома, тысячи одинаковых окон. И совершенно уникальные судьбы.
Так заповедь «Не прелюбодействуй!» стала основой создания «Короткого фильма о любви». Мальчишка – юноша влюбляет в женщину постарше, подсматривает за ней в подзорную трубу из окна своего дома, она живет напротив. А потом происходит столкновение его первой любви и ее жизненной практики. Женщина дает юноше циничный урок. Но и он оживляет ее душу.
Во всех фильмах « Декалога» есть персонаж, которого герои не замечают. Он не участвует в событиях, но он присутствует. Идея такого персонажа родилась после услышанного рассказа о писателе Вильгельме Махе. Его как то пригласили на просмотр. После него он сказал, что нему понравился человек в черном. Но режиссер возразил: там нет человека в черном. Но Мах его увидел. Через 10 дней он умер.
Идея невидимой нами жизни возникла из убеждения режиссера, что у человека – два лица: одно для окружающих, второе – его внутренний мир, бытие. И поэтому перед человеком всегда стоит нравственный выбор. Кесьлевский связывал понятие души человека как раз с проявлением его второго лица.
Задолго до появления фильма «Беги, Лола, беги» Кесьлевский снял фильм о жизни молодого героя – студента. Парень опаздывает на поезд и зависимости от того, успеет ли он запрыгнуть на ходу в последний вагон, в трех вариантах рассматривается его судьба.
Фильм «Двойная жизнь Вероники» о мистической связи двух Вероник. Они родились в один год, в один день, в один час, но живут в разных странах – в Польше и во Франции. У них одно имя, одно лицо, обе занимаются музыкой. Они не знают друг о друге, но каждая чувствует в своей жизни присутствие другой. Когда польская Вероника умирает прямо во время концерта, французская Вероника решает оставить музыку: она будто лишилась своей половины. В то же время в ней пробуждается какая-то новая жизнь.
С самим Кесьлевским тоже происходили странные вещи. В 1979 году в напряженный момент политической борьбы движения «Солидарность» ему присуждают главный приз на МКФ в Москве за фильм «Кинолюбитель». Типичный фильм кино морального беспокойства напрямую сталкивал кинолюбителя - простого героя с высокими моральными качествами с циничной реальностью коммунистической Польши.
Владимир Жерехов