Откуда в человеке появляется ощущение благополучия или неблагополучия?
Самое простое объяснение - от того, что происходит "вокруг".
Если вокруг все хорошо - тогда ощущение благополучия.
Если не хорошо - ощущение неблагополучия.
Увы, всё наоборот.
Если в человеке ЖИВЁТ глубинное, изначальное ощущение благополучия - всё ВОКРУГ будет ХОРОШО.
И наоборот.
Да,не вдаваясь в излишние философские споры, мы можем предположить, что внешний мир объективно существует.
И даже влияет на наше настроение, состояние, поведение.
Потому и влияет, что мы ему это ПОЗВОЛЯЕМ. Как позволяем, так и влияет.
Человек воспринимает этот внешний мир через собственную систему восприятия, основанную на сенсорах (ощущениях и чувствах) физического тела, через работу психики. На описание этих процессов претендуют науки. Частично они решают эту задачу.
Но только частично.
Ближе всего к решению этой задачи подошло прикладное направление ПСИХОСЕНСОРИКА.
Записаться на обучающие Курсы по ПсихоСенсорике можно тут.
Возможно (наверняка), человек воспринимает мир еще какими-то особыми способами, на описание которых претендуют религии, эзотерика, духовные учения.
Восприятие человеком себя и окружающей среды глубоко субъективно по своей природе. Не найдется двух людей, которые полностью идентично воспринимают окружающий мир.
Даже у близнецов с идентичной генетикой будут различия в восприятии.
Все люди живут в своих индивидуальных «туннелях реальности», которые пересекаются, накладываются, текут параллельно, расходятся (и так далее) с индивидуальными «туннелями» других людей.
Но мы все же находим способы договориться между собой о том, что находится вокруг нас, и как-то ухитряемся понимать друг друга – переплетение «туннелей реальности» всех людей создает общую картину Мира.
Как известно, окружающий мир состоит из материи, энергии и информации.
Некоторые мыслители, например, квантовые физики (и йоги), утверждают, что материя – это такая «концентрированная» форма энергии и мир состоит только из энергии и информации, но все же удобнее выделять материю в отдельную категорию.
Информация – ключ к распределению энергии и, соответственно, к управлению материей.
То есть, мы можем предположить, что Человек, его тело, психика, мышление, чувства, поведение – это энергетический и информационный поток, процесс.
Его называют «Жизнь Человека».
Этот процесс имеет начало (зачатие, рождение), период протекания (годы жизни) и финал (смерть).
Процесс жизни человека наполнен информацией, поступающей снаружи, из окружающей среды, и производимой внутри самого процесса.
А, как известно, информация бывает правдивой и ложной, точной и ошибочной, полной и частичной искаженной и достоверной, теоретической и проверенной личным практическим опытом и так далее.
Зачатие, внутриутробное развитие, рождение ребенка можно сравнить с информационно-энергетическо-материальным взрывом.
С огромной скоростью, по сложнейшей информационной программе создаются и организуются в группы в виде органов и систем миллиарды клеток. Этот процесс очень напоминает теоретическое описание «Большого Взрыва» - рождения Вселенной. Человек, по сути, маленькая Вселенная.
Интересен тот факт, что, по утверждениям специалистов, информационной ёмкости хромосомного набора в половых клетках отца и матери недостаточно для полного информационного обеспечения процесса развития человека.
Но человек все же развивается в уникальную личность. Можно предположить, что организм человека получает «недостающую» для полноценного развития информацию из внешнего информационного поля, которое академик Вернадский назвал «ноосферой» - информационного поля Земли.
Информационное пространство человечества, Земли, Космоса огромно и разнообразно. Отдельному человеку приходится находить свой уникальный путь взаимодействия с этим информационным пространством, а значит и с материей, и с энергиями.
С объективным материальным миром ребенок встречается и непосредственно сам, с помощью собственной системы восприятия (сенсоры + психика), и через своеобразный «фильтр», шлюз, обеспечивающий более адаптивное и безопасное вхождение в мир – через семью.
Семья – первичное информационное, материальное и энергетическое пространство для ребенка (после тела матери). От качеств и свойств семьи и ее членов во многом зависит, какую форму информационного взаимодействия с окружающими людьми и с миром усвоит и закрепит ребенок.
Эту форму в доречевой период развития (от зачатия до 2-3 лет) можно назвать «набором базовых жизненных позиций», а в период усвоения и освоения речи и начала осмысленной деятельности (2-7лет) - Жизненным Сценарием.
Жизненный Сценарий – это подсознательный индивидуальный многоуровневый информационный ПЛАН ЖИЗНИ (алгоритм поведения, целеполагания, оценивания), лежащий в основе взаимодействия человека с миром, с самим собой и другими объектами, в том числе с людьми, в этом мире.
Исходя из структуры и содержания Жизненного Сценария, человек выстраивает отношения с окружающими, с миром во всех его проявлениях.
Процесс этот, в основном, протекает на уровне подсознания и человек не осознает, что всё происходит достаточно «автоматически» - выбор жизненных решений происходит практически «без выбора» - на основании уже сформированной системы убеждений и ценностей, хранящейся в Жизненном Сценарии.
Фактически, это аналог компьютерной операционной управляющей системы, загруженной в физиологический аппарат тела, нервной системы, мозга. Эта система восприятия порождает и поддерживает мировосприятие личности в целом и текущую жизнедеятельность в частности.
Сценарий определяет предпочтения человека практически во всех выборах, которые делаются по поводу самого широкого спектра жизненных задач.
Еда, одежда, процесс общения, качество обучения в школе, выбор партнера для создания семьи, особенности сексуальности, порядок, пол, время рождения собственных детей, выбор профессии, уровень достатка, предельный возраст и вариант ухода из жизни – все определяется в той или иной степени особенностями Жизненного Сценария.
Сценарный информационный процесс не имеет четкой локализации и отдельного источника-хранилища (например, мозг, сердце или иной орган), а распределен в теле, в психике, в Душе (и, возможно, в электромагнитном поле, окружающем человека).
Часть сценарного информационного процесса вообще протекает не внутри личности, а вне, снаружи.
Например, в межличностном взаимодействии в семье или группе людей. Для реализации Жизненного Сценария обязательно нужны «герои» - люди, которых можно привлечь в качестве участников процесса.
Можно говорить о телесном проявлении Жизненного Сценария (пол, форма тела, особенности здоровья, психосоматика), психическом проявлении (сознательное, подсознательное, сверхсознательное), социальном проявлении (поведение, отношения) во взаимодействии с другими людьми, проявлении во взаимодействии с природными и искусственными явлениями окружающего мира.
Но при этом надо понимать, что деление Жизненного Сценария на части – условное, так как он представляет собой интегрированный целостный системный информационный процесс, протекающий на всех уровнях проявления личности.
Если представить этот процесс в упрощенной форме, то основой Жизненного Сценария являются базовые информационные установки о себе, окружающих людях, мире в целом.
В восприятии младенца, окружающие люди и мир – это практически одно и то же, поэтому базовые информационные установки, лежащие в основе Жизненного Сценария, выглядят следующим образом:
1. Я в порядке, Ты (Вы) в порядке, (Они, Мир – в порядке или не в порядке).
2. Я не в порядке, Ты (Вы) в порядке.
3. Я в порядке, Ты (Вы) не в порядке.
4. Я не в порядке, Ты (Вы) не в порядке.
На основании этих ранних довербальных (доречевых) решений - предположений о себе и окружающих (мире), человек начинает выстраивать всю картину своего информационного и, соответственно, энергетического и материального взаимодействия с самим собой и окружающим миром.
Спросите себя - КАКОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИЕЙ я пользуюсь чаще всего и почему?
А точнее - ЗАЧЕМ?
Как этот набор позиций помогает (или мешает) моей САМОРЕАЛИЗАЦИИ?
Прояснить эти вопросы и РЕАЛЬНО изменить не очень удачную Базовую Жизненную Позицию вы можете на Курсе "Как узнать и изменить свой Жизненный Сценарий".
Подавайте заявку и записывайтесь - на "живой" Курс в Минске или на Он-Лайн Курс, не привязанный к конкретному городу :)
Добро Пожаловать!
Ставьте лайк и подписывайтесь на Канал, если вам интересны темы саморазвития и самореализации.
С уважением, Андрей (Светозаръ) Туровец, семейный психолог, сценарный аналитик.