Найти тему
Автор Дзен

БУДДА – Оригинальный философ!

Изображения из открытых источников
Изображения из открытых источников

Чтобы понять характер философских достижений Будды, необходимо установить его в контексте индийской интеллектуальной жизни. Один из способов описать интеллектуальную атмосферу Индии около 500 г. до н. э.-это обсудить все основные философские школы вместе с их выдающимися деятелями и их основными работами, терпеливо разбирая запутанную паутину их взаимных влияний. Такой подход позволил бы получить подробный и обширный отчет об индийском обществе. Но это очень большая научная работа, поэтому в данной статье мы постараемся поверхностно рассмотреть основные вехи некоторых философских движений. И начнём мы с культуры, поскольку культура – это неотъемлемая часть любой философии.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИНДИИ

Основное разделение в индийской интеллектуальной традиции проходит между Ведической и Шраманской культурой. Веды были принесены в Индию древними людьми - Индоарийцами, которые сначала просто пришли, а затем и стали доминировать на Индийском субконтиненте где-то после 1600 года до н. э. Происхождение шраманов (буквально, стремящихся) понятно меньше. Они могут быть связаны с доарийским религиозным движением в Индии, но они также могут рассматриваться как анти-Ведическая тенденция.

Ведическая литература считалась священной. Она была заучена наизусть и передавалась потомственной жреческой кастой, называемой браминами. Учитывая разнообразие тематики, языка и возраста, ведическую литературу можно разделить на четыре типа: Самхита или собрание стихов ( собрания гимнов, молитв, заклинаний, благословений, жертвенных формул), Брахманы (книги - священные писания индуизма, часть литературы шрути. Представляют собой комментарии к Ведам, объясняющие ведийские ритуалы), Араньяки ("лесные трактаты" - В араньяках объясняются различные сложные ведийские жертвоприношения (яджны) и, также как и брахманы, они сосредоточены на правильном совершении ритуала) и Упанишады (Являются дополнением Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога).

Одна из основных задач ведической литературы заключалась в правильном выполнении ритуалов. И это распространенное убеждение брахманической религии - Боги должны услышать, если ритуал выполнен должным образом. Ритуалы тогда были в центре религии брахманизма. Тем не менее, несмотря на доминирующую позицию ритуалов, ведические движения на более поздних стадиях тяготели к философии. Этот сдвиг в сторону философского мышления достиг своего пика в Упанишадах, где речь идет об ортопраксии, столь важной для брахманических верований. Индийский философ Дасгупта называет это "едва ли не самым замечательным событием в истории философской мысли".

Сурендранатх Дасгупта, индийский философ (1887 - 1952)
Сурендранатх Дасгупта, индийский философ (1887 - 1952)

Возможно, за этим стояло какое-то влияние из вне, поскольку налицо радикальный сдвиг в ведической традиции. Тем не менее, Упанишады - это неотъемлемая часть брахманизма.

Продолжение во второй части статьи " БУДДА – Оригинальный философ!"

(или здесь)

Кому интересно подписывайтесь, спасибо за внимание.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц