Найти тему
AllTime.ru

Часы в советской рекламе

Золотой век советской рекламы начался при Хрущёве и продолжился при Брежневе. Это было вызвано и общей модернизацией экономики, и развитием технологий.

Впрочем, первыми настоящими креативщиками в СССР были Маяковский и Родченко. Дуэт создал около 300 плакатов, среди которых была часовая реклама.

"Самый деловой

Аккуратный самый

В ЦУМе обзаведись

Мозеровскими часами" - настоящий шедевр, согласитесь.

Главный двигатель советской послевоенной торговли - телевизор: за 25 лет, с конца 60-х по 1991 год, было выпущено примерно 5000 роликов, которые крутили по ТВ (а также в кинотеатрах). С нынешней рекламной индустрией эти масштабы не сравнить, но для советской эпохи это много. Рекламировали все подряд, от велосипедов до средств от моли, от автомобилей до рыболовных снастей и, конечно, часов.

Порой рекламные ролики больше смахивали на производственные фильмы. Ровная интонация диктора за кадром, сухие, официозные фразы типа "добиться максимальной эффективности" - все это вряд ли могло привлечь зрителя и делось скорей для отчётности. Вот ролик, посвященный часам "Ракета", который смотрится как сюжет об успехах всего часового завода.

Впрочем, реклама могла быть и безмолвной: никакого закадрового голоса, только оптимистичная картинка и бодрое музыкальное сопровождение. Часы как элемент налаженного семейного быта, как подарок счастливых родителей любимому сыну - вполне понятный концепт.

Реклама в печатных изданиях - журналах и газетах - размещалась весьма странным образом.

Ниже рекламный блок часов "Слава", опубликованный в профильном журнале "Архитектура и строительство Москвы". На какую целевую аудиторию это было рассчитано, большой вопрос.

-2

Та же история с рекламой "Ракеты", которую можно увидеть в каталоге новых товаров. Ярко, с броским слоганом - этому макету самое место в газете "Правда".

-3

Советским товарам, уходившим на экспорт, сопутствовала реклама совершенно иного уровня, чем та, что делалась на внутреннюю аудиторию.

Прекрасный образец "экспортной" рекламы - постер часов "Полет". "Мужские наручные часы - водостойкие, с календарем и автоподзаводом" - внятный информационный текст украшен стильной картинкой, достойной голливудского плаката.

-4

Среди рекламной продукции были и действительно выдающиеся работы. Например, ролик, снятый в 1989 году, на закате советской эпохи. Новые времена требовали новых подходов. Возможно, этим объясняется повышенная креативность. "Корпус ракеты герметичен. Работа ракеты нормальная. Точность ракеты в норме", - сообщает голос, а на экране из дымовой завесы проступает циферблат.

"Ракета" - новая модель водонепроницаемых часов", - добавляет уже женский голос.

А вот ещё пример толковой рекламы, сделанной по западным шаблонам. Боксерский поединок, финал, ничья. На руках обоих спортсменов - часы "Ракета". Шаблоны западные (привет Рокки!), мораль советская: главное не победа, главное - участие.

Часто рекламные сюжеты строились на всем известных образах. Причем делалось это с постмодернистским изяществом. Вот двое в накидках мушкетёров готовятся к съемкам (на то, что молодые люди актеры, указывает табличка "Ленфильм") и не забывают восхищаться часами. В финале мы видим убедительный слоган "Часы "Ракета" - не боятся ударов!".

Картину Василия Перова "Охотники на привале" знал каждый советский гражданин - ее репродукции можно было встретить во многих квартирах. Ее-то и обыграли (точней, разыграли) ленинградские актеры в рекламе часов "Чайка". "Год пролежали, а им хоть бы хны", - утверждает охотник в исполнении Михаила Светина. Мол, в прошлом году ворона утащила с берега его новенькую "Чайку", а теперь он нашел их в дупле - в целости и сохранности. "Вы скажете, что все это фантазия охотника? Но кварцевые часы "Чайка" действительно работают в течение года на одной миниатюрной батарейке", - заверяет закадровый голос.