В 1938 году на моего дядю, пламенного революционера и красного командира времен Гражданской, сослуживцы написали донос. Маленький такой доносик. Японский, мол шпион. И английский. А может - еще какой.
И мой дядя был расстрелян. А заодно и его брат, мой дед.
В 1953 году, во время "дела кремлевских врачей-убийц" на мою маму, врача-фтизиатра написали донос. Донос написала пациентка, которой мама выписала и достала редкое зарубежное лекарство от туберкулеза. Пациентка, зомбированная антисемитской и антиврачебной кампанией в прессе, обвинила мою маму во вредительстве.
Все обошлось, слава Богу. Главный врач вызвал маму, показал донос и на ее глазах разорвал его. А вскоре развалилось и "дело врачей-убийц".
Я про доносы знаю не понаслышке. Долгое время я жил в коммунальных квартирах. В советское время все знали, что "квартуполномоченный" в такой квартире среди прочих обязанностей должен стучать ( простите, "сообщать о подозрительных лицах и событиях").
Любой советский гид, выезжающий с туристами в заграничный тур, был обязан писать отчет о поведении туристов и их высказываниях. Нормальные гиды ( их было большинство) старались в отчетах ограничиваться общими формулировками без указания фамилий.
Отец говорил мне: "Никогда не веди разговоров о политике. В любой компании есть, по крайней мере, один стукач". И это было выражением горького опыта его жизни.
Сегодня атмосфера стукачества аозрождается, точнее - уже возродилась. Причем заявления (доносы) пишутся уже открыто. Доносчики рыщут по социальным сетям в поисках поживы.
Ухватиться за неудачную фразу, формулировочку, фотографию - и донос готов ! А там и уголовное дело...
Одна из доносчиц так описывает свои чувства:
" Все увиденные мной изображения оскорбили меня как верующего человека, мне стало очень неприятно от тех изображений, которые я увидела. […] Я почувствовала какую-то ненависть и неприязнь, которые передались через изображения и тексты... Данную информацию я просматривала со своего мобильного телефона. Учитывая, что данная информация может быть полезной для сотрудников правоохранительных органов, я сообщила её полиции в центр по противодействию экстремизму".
Честно говоря, я не знаю, что с этим делать. Клеймить позором ? Или может быть как в старину: "Доносчику первый кнут !"
Пишите, обсудим...
Всего Вам доброго и хорошей недели !